- Информационное сообщение Банка России от 22.07.2022 "Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 150 б.п., до 8,00% годовых"
Ключевая ставка Банка России снижена до 8,00% годовых
Сообщается, в частности, что текущие темпы прироста потребительских цен остаются низкими, способствуя дальнейшему замедлению годовой инфляции. Инфляционные ожидания населения и бизнеса заметно уменьшились, достигнув уровней весны 2021 года. Снижение деловой активности происходит медленнее, при этом внешние условия для российской экономики остаются сложными и по-прежнему значительно ограничивают экономическую деятельность.
Банк России будет оценивать целесообразность снижения ключевой ставки во втором полугодии 2022 года.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 16 сентября 2022 года.
- <Письмо> ФНС России от 06.07.2022 N БВ-4-7/8529@ <О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом квартале 2022 года по вопросам налогообложения>
Представлен обзор правовых позиций КС РФ и ВС РФ, принятых в первом квартале 2022 года по вопросам налогообложения
В обзоре приведены наиболее важные судебные решения, содержащие, в частности, следующие выводы:
при определении добытого полезного ископаемого в целях налогообложения необходимо принимать во внимание в совокупности сведения, содержащиеся в лицензии на пользование недрами, техническом проекте разработки месторождения, данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, стандартах качества полезного ископаемого и иных документах налогоплательщика, являющегося недропользователем;
суммы налогов, уплаченные участниками группы в отношении дохода от искусственно разделенной деятельности, должны учитываться при определении размера налоговой обязанности по общей системе налогообложения налогоплательщика - организатора группы и по общему правилу не могут считаться уплаченными излишне (безосновательно). Иное не отвечало бы природе права налогоплательщика на возврат излишне уплаченных сумм налогов, которое по смыслу взаимосвязанных положений подпункта 5 пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 38 и пункта 1 статьи 54 НК РФ возникает при избыточном налогообложении финансово-хозяйственной деятельности, не отвечающем ее действительным результатам;
по смыслу пункта 3 статьи 105.16 НК РФ налогоплательщик при подаче как первоначального, так и уточненного уведомлений о контролируемых сделках обязан известить налоговый орган обо всех контролируемых сделках, совершенных в предшествующем календарном году, и отразить в этих уведомлениях всю требуемую информацию;
исходя из положений статьи 139.3 НК РФ, несоответствие жалобы (апелляционной жалобы) утвержденной форме не является основанием для ненаправления жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган и (или) оставления жалобы без рассмотрения;
с учетом пункта 2.1 статьи 52, пункта 1.1 статьи 391 НК РФ сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, однако перерасчет налога может осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 21.07.2022 N 34-П "По делу о проверке конституционности частей 14 и 17 статьи 16 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", подпунктов 3 и 3.1 пункта 1 статьи 201.1 , пункта 5 статьи 201.10, абзаца второго пункта 2 статьи 201.15, подпункта 1 пункта 8 статьи 201.15-1 , пункта 11 статьи 201.15-2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой гражданки А.Н. Шалимовой"
КС РФ проверил конституционность норм о прекращении залоговых прав кредиторов, не являющихся участниками строительства, при передаче имущества застройщика - банкрота созданному для защиты прав дольщиков фонду
Введение Федеральным законом от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ нового регулирования, регламентирующего порядок передачи объекта незавершенного строительства фондам, созданным для защиты жилищных прав граждан, иному приобретателю, и распространение его на ранее возникшие правоотношения ухудшают положение залоговых кредиторов. В указанной ситуации залоговые кредиторы могут претендовать на удовлетворение своих требований только в общей процедуре банкротства застройщика при наличии у него иного имущества, которого, как правило, застройщики не имеют.
Залоговые кредиторы, не являющиеся по смыслу Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" участниками строительства, вступая в правоотношения с застройщиком до принятия Федерального закона от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ, не могли прогнозировать такое изменение регулирования, которое ведет к ухудшению их имущественного положения и к лишению их права на приоритетное удовлетворение требований за счет имущества, находящегося в залоге.
Конституционным Судом также отмечено, что требования кредиторов по текущим платежам подлежат удовлетворению из имущества самого должника и тем самым не могут считаться требованиями, удовлетворение которых гарантировано. Если имущества застройщика-должника недостаточно, в результате чего удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам за счет его реализации становится невозможным, передача имущества должника соответствующему фонду, по существу, не является фактором, ухудшающим положение кредиторов по текущим платежам.
Не соответствующими Конституции РФ признаны:
части 14 и 17 статьи 16 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" во взаимосвязи с пунктом 11 статьи 201.15-2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" - в той мере, в какой они не предусматривают необходимых правовых гарантий защиты прав кредиторов, не являющихся участниками строительства, при прекращении их залоговых прав в связи с передачей земельного участка, объекта незавершенного строительства фонду, действующему в целях защиты прав граждан - участников долевого строительства, в рамках дела о банкротстве застройщика;
пункт 5 статьи 201.10, абзац второй пункта 2 статьи 201.15, подпункт 1 пункта 8 статьи 201.15-1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" - в той мере, в какой они не допускают возмещение расходов, обеспечивающих завершение конкурсного производства, за счет фонда, действующего в целях защиты прав граждан - участников долевого строительства, если из обстоятельств дела не следует, что сумма долга не была бы получена кредиторами по текущим платежам, даже если бы имущество не было бы передано фонду. Оплата труда работников, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору непосредственно на том объекте незавершенного строительства, который передан фонду, должна осуществляться вне зависимости от указанного условия.
Федеральному законодателю надлежит внести в законодательство соответствующие изменения. До этого КС РФ установил настоящим Постановлением временное правовое регулирование.
- <Информация> ФАС России от 22.07.2022 "ФАС предлагает дифференцировать размеры штрафов за нарушения в сфере госзакупок"
ФАС предлагает установить минимальный и максимальный размеры административных штрафов за совершение правонарушений в сфере госзакупок
Минимальную сумму штрафа планируется назначать в случаях, когда нарушитель предотвращает последствия своего нарушения, а также добровольно возмещает или устраняет причиненный ущерб. Максимальная сумма будет назначаться с учетом характера совершенного правонарушения.
Кроме того, нарушителю по ряду составов изначально будет выноситься предупреждение вместо штрафа, в частности в случае нарушений, допущенных при проведении закупочной процедуры, при заключении и расторжении контрактов и прочее.
- Постановление Правительства РФ от 19.07.2022 N 1297 "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации "Национальные приоритеты" в целях продвижения потребительских непродовольственных товаров российских производителей на телевидении"
Российские производители смогут снизить свои затраты по размещению рекламы своих товаров на телевидении
Установлен порядок и условия субсидирования деятельности АНО "Национальные приоритеты" по продвижению потребительских непродовольственных товаров российских производителей на телевидении.
Речь идет о таких товарах, как одежда, обувь, медицинские изделия и лекарственные средства, товары для детей, занятий спортом, а также бытовая техника, товары для дома и гигиены, включая парфюмерию, косметику и бытовую химию.
Субсидия является источником финансового обеспечения расходов АНО "Национальные приоритеты" на софинансирование 50 процентов расходов производителей указанных непродовольственных товаров на размещение рекламы. В случае если производитель является субъектом МСП, софинансирование составит 70 процентов его расходов.
- "Перечень поручений по итогам XXV Петербургского международного экономического форума" (утв. Президентом РФ 20.07.2022)
Президент РФ поручил обеспечить отмену контрольных (надзорных) проверок бизнеса, деятельность которого не относится к высоким категориям риска причинения вреда
Кроме того, в перечне поручений:
обеспечить запуск программы льготной промышленной ипотеки, предусматривающей предоставление льготного долгосрочного кредита на приобретение готовых производственных площадей по ставке не более 5 процентов годовых на весь срок кредита;
обеспечить принятие в приоритетном порядке федерального закона, устанавливающего принципы осуществления рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях;
обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих:
полную или частичную декриминализацию отдельных деяний в сфере предпринимательской деятельности (в том числе связанных с осуществлением предпринимательской деятельности без регистрации, лицензии или аккредитации), за совершение которых не предусмотрена или не применяется ответственность в виде лишения свободы;
пересмотр в отношении преступлений экономической направленности оснований для заключения под стражу субъектов предпринимательской деятельности и членов органов управления коммерческих организаций, для продления срока их содержания под стражей и производства предварительного следствия, а также приоритетное избрание в отношении указанных лиц иных мер пресечения в целях обеспечения возможности продолжения ими предпринимательской деятельности;
рассмотреть вопросы, касающиеся увеличения порогов значительного, крупного и особо крупного размеров ущерба или иных размерных признаков для целей квалификации преступлений экономической направленности (в том числе в части, касающейся размеров неуплаченных таможенных и иных обязательных платежей, в целях привлечения к ответственности в соответствии со статьей 194 Уголовного кодекса РФ).
- Распоряжение Правительства РФ от 20.07.2022 N 1998-р <О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 13.05.2021 N 1230-р>
Дополнен перечень недружественных иностранных государств, в отношении которых применяются меры воздействия
В перечень включены Греческая Республика, Королевство Дания, Республика Словения, Республика Хорватия, Словацкая Республика.
В отношении указанных государств применяются меры воздействия (противодействия), установленные Указом Президента РФ от 23.04.2021 N 243.
Указано количество физических лиц, которые находятся на территории РФ и с которыми дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями, представительствами государственных органов и государственных учреждений указанных государств могут быть заключены трудовые договоры, договоры о предоставлении труда работников (персонала) и иные гражданско-правовые договоры, на основании которых возникают трудовые отношения с физическими лицами, находящимися на территории РФ.
- Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 1250 и 1252 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (не внесен в ГД ФС РФ)
Правительством РФ предложено ввести меры гражданско-правовой ответственности для лиц, инициирующих блокировку объектов интеллектуальной собственности (контента) в сети "Интернет"
Согласно тексту законопроекта лицо, неправомерно инициировавшее прекращение доступа к объектам интеллектуальной собственности в сети "Интернет", сможет привлекаться к гражданско-правовой ответственности не только в виде взыскания убытков, но и компенсации.
Законопроект также закрепляет право автора или иного правообладателя требовать выплаты компенсации c лица, по заявлению которого были приняты предварительные обеспечительные меры, установленные процессуальным законодательством, и предварительное обеспечение было отменено либо вступило в законную силу решение суда об отказе такому лицу в защите авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.
Кроме этого, документ освобождает информационного посредника от доказывания вины лица, по требованию которого прекращен доступ к объектам интеллектуальной собственности в сети "Интернет". В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что в указанном случае спор возникает непосредственно между правообладателем и лицом, инициировавшим блокировку контента, а информационный посредник привлекается к участию в деле в качестве третьего лица.
- Указ Президента РФ от 21.07.2022 N 487 "Об органах Российской Федерации, участвующих в реализации Соглашения об обмене информацией в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Евразийского экономического союза"
ФТС России уполномочена формировать базу данных о перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу ЕАЭС и представлять сведения, содержащиеся в указанной базе данных
Установлено также, что органами РФ, участвующими во взаимодействии и информационном обмене в рамках Соглашения об обмене информацией в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу ЕАЭС, являются ФТС России, МВД России, СК РФ, ФСБ России и Росфинмониторинг.
Настоящий указ вступает в силу со дня его подписания.
- Постановление Правительства РФ от 20.07.2022 N 1308 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям, региональным унитарным предприятиям, не являющимся российскими авиакомпаниями, в целях обновления парка воздушных судов для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок"
Внесены изменения в порядок предоставления федеральных субсидий российским авиакомпаниям, региональным унитарным предприятиям, не являющимся авиакомпаниями, в целях обновления парка воздушных судов для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок
В частности, уточняются требования к организациям - получателям субсидий, а также порядок отбора организаций для заключения соглашения о предоставлении субсидии, устанавливается возможность использования государственной информационной системы промышленности в целях обмена документами и информацией при подаче заявки, проведении отбора, заключении соглашения о предоставлении субсидии, а также при осуществлении мониторинга и контроля за соблюдением организациями условий и порядка предоставления субсидий, закрепляется обязательство организации по представлению в Минпромторг России отчета о достижении событий, отражающих факт завершения соответствующих мероприятий по получению результата предоставления субсидии (контрольных точек), - ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по форме, установленной Минфином России.
- Постановление Правительства РФ от 20.07.2022 N 1309 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Актуализированы правила выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ разрешений на осуществление сделок и операций
Определено, что указанные правила устанавливают также порядок определения Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ размера обязательной продажи резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты в соответствии с пунктом 2 Указа Президента РФ от 28 февраля 2022 г. N 79.
Определением Комиссии размера обязательной продажи резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности иностранной валюты является решение подкомиссии, оформленное на основании предложения ЦБ РФ.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Указание Банка России от 29.06.2022 N 6184-У "О порядке сообщения отдельными некредитными финансовыми организациями Банку России информации о лицах, которым поручено проведение идентификации, упрощенной идентификации, обновление информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах"
Обновлен порядок сообщения финансовыми организациями Банку России информации о лицах, которым поручено проведение идентификации, упрощенной идентификации, обновление информации о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах
Указание устанавливает порядок сообщения Банку России указанной информации оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператором обмена цифровых финансовых активов, иностранной страховой организацией, страховым брокером, обществом взаимного страхования, негосударственным пенсионным фондом.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Со дня вступления в силу настоящего указания признано утратившим силу аналогичное Указание Банка России от 30.11.2020 N 5640-У.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.
- Обзор: "Предложили уточнить ряд правительственных актов в закупках по законам N 44-ФЗ и 223-ФЗ"
- <Информация> ФАС России от 21.07.2022 "ФАС предлагает применить метод эталонов в теплоснабжении"
ФАС предлагает с помощью метода эталонов оптимизировать структуру затрат теплоснабжающих компаний на сбытовую деятельность
Суть данного метода заключается в том, что нормируются (ограничиваются) расходы компании для осуществления ее деятельности без ущерба для потребителей, в результате чего устанавливаются эффективные значения операционных расходов регулируемых организаций.
Служба подчеркивает, что эталонный метод обеспечит защиту интересов всех сторон. Для потребителей услуг будут соблюдены стандарты качества оказываемых услуг по недискриминационной цене. Регулируемые организации обеспечат доходность своей деятельности за счет стимулирования производительности и оптимизации затрат. При этом будет обеспечена прозрачность установления тарифов через цифровизацию.
ФАС России отмечает, что порядок определения стоимости тепла для населения не изменяется. Необоснованный рост тарифов будет пресекаться.
Проект документа, в котором содержатся нормы по применению метода эталонов для теплоснабжающих компаний, размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Перейти к списку новых документов федерального законодательства, включенных в систему КонсультантПлюс (22.07.2022)