- "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)
Президиумом Верховного Суда РФ представлен обзор судебной практики N 3 в 2022 году
В Обзоре содержатся правовые позиции по разрешению споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, с социальными и пенсионными отношениями, споров, возникающих из договоров обязательного страхования гражданской ответственности, споров с сетевыми и газораспределительными организациями.
Рассмотрены, в том числе, практики применения гражданского законодательства, законодательства о несостоятельности (банкротстве), земельного и природоохранного законодательства, законодательства о защите конкуренции, а также приведена практика реализации судами положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года.
В частности, закреплены следующие выводы:
- если требование о расторжении договора займа имеет то же основание, что и требование о возврате суммы займа, порядок исчисления срока исковой давности совпадает;
- законом не предусмотрена возможность повторного предоставления отсрочки от призыва на военную службу на период очного обучения в образовательной организации по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе;
- внепроцессуальное общение судьи с подсудимым по рассматриваемому им уголовному делу является основанием досрочного прекращения полномочий судьи.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.2022 N 58-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 4 пункта 12 и пункта 12.1 статьи 189.49 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", части 4 статьи 9 Федерального закона от 1 мая 2017 года N 84-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и абзаца третьего подпункта "в" пункта 25 статьи 6 Федерального закона от 23 апреля 2018 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой граждан Н.А. Коноваловой, В.А. Лычевой, Л.В. Магеро и В.И. Питернова"
Конституционный Суд не допустил ограничения прав руководителей и главных бухгалтеров филиалов санируемых банков
Не соответствующими Конституции РФ признаны положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", которыми в качестве одного из обязательных условий оказания банку финансовой помощи по предупреждению банкротства устанавливалось прекращение в день утверждения плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка обязательств банка по кредитам, займам, депозитам и иным требованиям в денежной форме перед лицами, замещающими должности руководителя и главного бухгалтера филиала банка, не относящимися при этом к контролирующим банк лицам. Признание указанных положений неконституционными не требует их устранения из действующего правового регулирования, так как применение к указанным лицам такой меры уже аннулировано абзацем третьим подпункта "в" пункта 25 статьи 6 Федерального закона от 23 апреля 2018 года N 87-ФЗ.
Конституционный Суд отметил, что филиалы банков не являются юридическими лицами, осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией, а руководители филиалов назначаются руководителем кредитной организации и действуют на основании выданной в установленном порядке доверенности. Самостоятельные действия и решения лиц, замещающих должности руководителя (а тем более главного бухгалтера) филиала банка, не могут оказать существенного влияния на финансовое положение банка и вызвать необходимость осуществления мер по предупреждению его банкротства.
Руководители и главные бухгалтеры филиалов банков фактически были лишены возможности оспорить в суде обоснованность применения к ним меры в виде прекращения денежных обязательств. По сути, оспоренными законоположениями была закреплена неопровержимая презумпция личной причастности указанных лиц к обстоятельствам (причинам), обусловившим потребность в санации соответствующей кредитной организации.
Федеральный законодатель может предусмотреть механизм восстановления обязательств в отношении иных управляющих работников банков, к денежным средствам которых были применены оспоренные положения, если формирование таких средств было связано с договорными условиями соответствующих обязательств, отклоняющимися в лучшую сторону по сравнению с условиями для других клиентов банка.
- Постановление Правительства РФ от 24.12.2022 N 2411 "Об авансировании договоров (государственных контрактов) о поставке промышленных товаров для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны страны и безопасности государства"
В контрактах на поставку в 2022 - 2024 годах отдельных видов станкоинструментальной продукции для государственных и муниципальных нужд, а также для нужд обороны должны предусматриваться авансовые платежи в размере не менее 80 процентов цены контракта
Приводится перечень такой продукции, включающий в себя устройства числового программного управления, станки для обработки металлов лазером и станки аналогичного типа, станки токарные, расточные и фрезерные металлорежущие и прочее.
Настоящее постановление распространяется на закупки указанных товаров при установлении запрета на допуск таких товаров, происходящих из иностранных государств.
- Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022 "Об установлении временных требований к деятельности организаторов торговли"
С 1 января 2023 года устанавливаются временные требования к деятельности организаторов торговли
В частности, до 31 августа 2023 года включительно организатор торговли не применяет в качестве основания для принятия решения об исключении облигаций иностранного эмитента из котировального списка (отказе во включении в котировальный список) наступление факта просрочки исполнения иностранным эмитентом обязательств по его облигациям вследствие недружественных действий иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер.
- Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022 "О подходах к оценке кредитного риска в целях формирования резервов на возможные потери"
На 2023 год Банком России принято решение о подходах к оценке кредитного риска в целях формирования резервов на возможные потери
Требования, установленные подпунктами 3.12.2 и 3.12.2.10 пункта 3.12, абзацем шестнадцатым пункта 5.1 Положения Банка России от 28 июня 2017 года N 590-П, а также абзацами пятым, восьмым - десятым пункта 4.4 Положения Банка России от 23 октября 2017 года N 611-П, распространяются на ссуды (требования, условные обязательства кредитного характера), классифицируемые на портфельной основе, предусмотренные в соответствующих структурных единицах, величина которых не превышает 50 миллионов рублей.
- Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022 "Об особенностях оценки риска по кредитным требованиям и требованиям по получению начисленных (накопленных) процентов к кредитным организациям — резидентам Российской Федерации и Республики Беларусь, Национальному банку Республики Беларусь и Правительству Республики Беларусь в целях расчета обязательных нормативов банков"
В целях расчета обязательных нормативов банков установлены особенности оценки риска по кредитным требованиям и требованиям по получению процентов к кредитным организациям - резидентам РФ и Республики Беларусь, Нацбанку РБ и Правительству РБ
Сообщены классификационные группы и коэффициенты риска в отношении соответствующих групп активов.
Решение Банка России применяется с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года.
- Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022 "Об особенностях расчета нормативов достаточности капитала, расчета собственных средств (капитала) и формирования резервов банков по кредитам на выкуп у нерезидентов акций (долей)"
Установлены особенности расчета нормативов достаточности капитала, расчета собственных средств (капитала) и формирования резервов по кредитам на выкуп у нерезидентов акций (долей)
Особенности применяются по кредитным требованиям, возникающим в результате финансирования банками в срок по 31 декабря 2023 года сделок по выкупу резидентами РФ акций (долей) российских юрлиц (за исключением кредитных и страховых организаций) у нерезидентов, совершаемых при наличии разрешений (специального решения), при наличии подтверждения целевого использования предоставленных средств.
Решение применяется с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года.
- Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022 "О временном требовании к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих депозитарную деятельность, при осуществлении ими учета прав на ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации "
В 2023 году к депозитариям при осуществлении ими учета прав на ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к публичному размещению и (или) обращению в РФ, не применяется требование о сроке осуществления депозитарной деятельности
Данное требование установлено Приказом ФСФР России от 23.03.2010 N 10-19/пз-н.
- Постановление Правительства РФ от 23.12.2022 N 2402 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. N 1279 и признании утратившими силу отдельных положений Постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2021 г. N 2176"
По 1 сентября 2023 г. продлевается срок проведения эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов в сфере разрешительной деятельности, в том числе лицензирования
Целью эксперимента является в том числе создание механизма упрощения и ускорения подачи и рассмотрения заявлений о предоставлении разрешений, о проведении периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям, предоставления разрешения по результатам проверки заявителя на соответствие требованиям, прекращения действия разрешения.
Внесенными изменениями, в частности, устанавливается срок согласования специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, дополняется перечень документов, которые не должны включаться в оптимизированный стандарт представляемых документов, уточняется порядок предоставления сведений из реестра разрешений (при его наличии), уточняется порядок проверки сведений, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах, и прочее.
- Постановление Правительства РФ от 23.12.2022 N 2405 "О применении в 2023 - 2026 годах коэффициентов к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"
На 2023 - 2026 годы установлены коэффициенты для расчета платы за использование лесных ресурсов
Коэффициенты применяются к ставкам платы за единицу объема заготавливаемых лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади федерального лесного участка, установленным Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310.
- Календарь кадровика на 2023 год
- Постановление Правительства РФ от 23.12.2022 N 2408 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям в целях компенсации части процентных ставок по экспортным кредитам и иным инструментам финансирования, аналогичным кредиту по экономической сути, а также компенсации части страховой премии по договорам страхования экспортных кредитов"
Правительство уточнило положения правил предоставления субсидий в целях компенсации части расходов по экспортным кредитам, а также по договорам страхования экспортных кредитов
Согласно постановлению проверка соответствия критериям для получения субсидии при наличии технической возможности будет осуществляться автоматически на едином портале бюджетной системы РФ в сети "Интернет".
Уточнен расчет размера субсидии по каждому соглашению в части показателя "СС" - субсидируемая ставка.
- Приказ Минфина России от 09.12.2022 N 186н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации"
Уточнены формы и требования к составлению отчетности об исполнении бюджетов. Некоторые из них применяются с отчетности за 2022 год
Установлены особенности составления отчетности на 1 января 2023 года.
Кроме того, внесены изменения в формы отчетности, в том числе дополнены новыми строками: Баланс исполнения бюджета (ф. 0503120); Отчет о финансовых результатах (ф. 0503121); Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ОКУД 0503130); Баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета (0503150).
Отдельные формы изложены в новой редакции, в том числе "Баланс исполнения консолидированного бюджета Российской Федерации и консолидированного бюджета территориального государственного внебюджетного фонда" (ф.0503320).
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
- Решение Совета директоров Банка России от 23.12.2022 "Об определении перечня информации, которую некредитные финансовые организации вправе не раскрывать, и информации, не подлежащей публикации на сайте Банка России"
Установлен перечень информации, которую некредитные финансовые организации вправе не раскрывать в 2023 году
Это, в частности, информация о дебиторах, кредиторах, лицах, входящих в состав органов управления организации, структуре и составе акционеров (участников), должностных и иных лицах.
Кроме того, Банк России до 31.12.2023 включительно не раскрывает на своем официальном сайте информацию, содержащуюся в отчетности субъектов страхового дела, подлежащую размещению в соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона N 4015-1, в части информации, раскрытие которой может привести к введению санкций в отношении указанных субъектов.
Перейти к списку новых документов федерального законодательства, включенных в систему КонсультантПлюс (27.12.2022)