- <Письмо> ФНС России от 11.04.2023 N СД-4-3/4375@ "О внесении изменений в контрольные соотношения показателей декларации по НДС"
Скорректированы контрольные соотношения показателей налоговой декларации по НДС
В связи с изменениями, внесенными Приказом ФНС России от 12.12.2022 N ЕД-7-3/1191@ в форму налоговой декларации по НДС, в новой редакции изложены пункты 1.1, 1.2, 1.52 контрольных соотношений показателей налоговой декларации, доведенных письмом ФНС России от 23.03.2015 N ГД-4-3/4550@
- Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2023 N 16-П "По делу о проверке конституционности статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго части первой статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.Б. Сергеева"
Конституционный Суд защитил право работников на проценты (денежную компенсацию) в случае задержки работодателем выплаты заработной платы и других выплат
Обязанность работодателя уплатить проценты (денежную компенсацию) возникает в силу нарушения им установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, либо выплаты их в установленный срок не в полном размере. Возложение на работодателя данной обязанности дает основания предполагать, что он должен быть осведомлен о наличии задолженности перед работником (т.е. задолженность не является спорной) и что, погашая ее, он должен одновременно уплатить и соответствующие проценты (денежную компенсацию).
Если работодатель выплатил работнику все причитающиеся ему выплаты в полном объеме, но с нарушением установленного срока либо в установленный срок, но не в полном размере и отказывается уплатить проценты (денежную компенсацию), то работник не лишен возможности воспользоваться правом на судебную защиту.
В то же время право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы может быть нарушено также в случае, если работодатель вовсе не начисляет и не выплачивает полагающиеся работнику выплаты. Часть же первая статьи 236 ТК РФ не позволяет однозначно определить дату, с которой - в случае признания за работником решением суда права на получение выплат - следует начислять соответствующие проценты (денежную компенсацию).
Часть первая статьи 236 ТК РФ признана не соответствующей Конституции РФ, поскольку она не обеспечивает взыскания с работодателя процентов (денежной компенсации) в случае, когда полагающиеся работнику выплаты не были начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение, с исчислением размера таких процентов (денежной компенсации) из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении.
Федеральному законодателю надлежит внести в указанную норму необходимые изменения. До этого проценты (денежная компенсация) подлежат взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены и выплачены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение. Размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда они должны были быть выплачены, по день фактического расчета включительно.
- <Информация> Банка России от 11.04.2023 "Банк России ограничит рискованные ипотечные программы с экстремально низкими ставками"
С 30 мая 2023 года банки, реализующие ипотечные программы с экстремально низкими нерыночными ставками, должны будут формировать дополнительные резервы по таким ссудам, выданным после 15 марта 2023 года
Речь идет о так называемой "ипотеке от застройщика" со ставками вплоть до 0,1%, которые достигаются за счет завышения цены приобретаемой квартиры на 20 - 30%. Эту разницу застройщик затем в виде комиссии платит банку для компенсации его выпадающих доходов. Регулирование Банка России будет ограничивать распространение таких схем и способствовать снижению рисков.
Под повышенное резервирование подпадают ипотечные кредиты, полная стоимость которых существенно ниже рыночного уровня (рыночной процентной ставки, РПС) - в качестве такового применяется значение доходности 10-летних ОФЗ, усредненное за три предшествующих дате выдачи календарных месяца (если кредит выдается в рамках госпрограмм, то за вычетом размера возмещения). Резерв увеличивается на 30%, если ПСК ниже РПС более чем на 1/5, и на 50% - если ниже более чем на 1/2.
Для обеспечения единообразного применения введенных мер с 7 апреля 2023 года на сайте Банка России в первый рабочий день месяца публикуется РПС по состоянию на первое число отчетного месяца.
- Постановление Правительства РФ от 08.04.2023 N 572 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений"
Правительством определены типовые условия контрактов на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений
Реализованы положения Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ, в соответствии с которым Правительство вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Предусмотрены в том числе условия об обязанностях и правах подрядчика, заказчика, о гарантии качества и цене контракта.
- Постановление Правительства РФ от 10.04.2023 N 579 "Об особенностях порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд участниками таких закупок, являющимися иностранными лицами"
С 1 июня 2023 года вводятся особенности обеспечения заявок на участие в закупках для госнужд, если участниками являются иностранные лица из государств ЕАЭС
Постановлением установлены особенности, касающиеся, в частности, перечисления денежных средств в счет обеспечения заявки на участие в закупках, требования к информации, которую необходимо отразить в заявке, порядок и условия возврата внесенных денежных средств в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 6 части 10 статьи 44 закона о контрактной системе.
- Письмо ФНС России от 30.12.2022 N СД-4-2/18011 "Об ответственности за непредставление документов (информации) по требованиям налоговых органов"
ФНС скорректировала свою позицию по вопросу квалификации налоговых правонарушений, выразившихся в непредставлении документов (информации)
В письме отмечено следующее:
- отказ или непредставление в установленные сроки истребуемых документов признаются налоговым правонарушением, предусмотренным статьей 126 НК РФ;
- неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением, предусмотренным статьей 129.1 НК РФ.
С учетом изложенного письмо ФНС России от 27.06.2017 N ЕД-4-2/12216@ применяется без учета изменений, внесенных в него письмом от 06.09.2017 N ЕД-4-2/17747@, не подлежащим применению, а также не подлежит применению письмо ФНС России от 27.06.2017 N СА-4-9/12220@.
В случае возникновения спора бремя доказывания правомерности и обоснованности истребования документов (информации) лежит на налоговом органе. В этой связи даны рекомендации по вопросам оценки и отражения в актах и решениях существенных для разрешения дела обстоятельств.
Обращено также внимание на то, что принимать решения об истребовании документов следует с учетом реальной необходимости в их запрашиваемом количестве и объемах.
- Постановление Правительства РФ от 10.04.2023 N 581 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 964"
Расширен список сильнодействующих веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса РФ
Включены в том числе позиции "6альфа-Метиландрост-4-ен-3,17-дион", "Андростандион (5альфа-андростан-3,17-дион)", "1,3-Диметилбутиламин (4-метилпентан-2-амин, ДМБА)" и другие.
Внесены корреспондирующие изменения в крупный размер сильнодействующих веществ для целей статьи 234 УК РФ, которыми определены размеры новых веществ.
- Постановление Правительства РФ от 10.04.2023 N 582 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Акты Правительства по вопросам организации внутреннего контроля и контроля в сфере ПОД/ФТ приведены в соответствие с законодательством
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ ранее был дополнен положением, уточняющим содержание понятия "купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий", которое включает в себя также скупку указанных изделий у физических лиц.
С учетом данного обстоятельства внесены соответствующие уточнения в постановления Правительства РФ от 19 февраля 2022 г. N 219, а также от 30 июня 2012 г. N 667.
- <Письмо> ФНС России от 10.04.2023 N СД-4-3/4309@ "Данные, необходимые для исчисления НДПИ в отношении нефти, НДД и акциза на нефтяное сырье, за март 2023 года"
Опубликованы данные для расчета НДПИ, НДД и акциза на нефтяное сырье за март 2023 года
Коэффициент Кц определен в размере 9,8153.
Коэффициент рассчитан исходя из следующих показателей:
средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья - 48,67 долл. США за баррель;
среднее значение курса доллара США к рублю за все дни налогового периода - 76,0852.
Также сообщается, что:
показатели ЦАБрт, ЦДТрт, ТАБм, ТДТм, ЦАБэксп и ЦДТэксп, а также средняя за налоговый период оптовая цена реализации в РФ автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 публикуются на официальном сайте ФАС России по адресу: https://fas.gov.ru/pages/pokazateli-dla-vycheta-akciza;
средняя цена 1 тонны сырой нефти марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за период мониторинга и ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, размещаются на официальном сайте Минэкономразвития России http://economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/tamozhenno_tarifnoe_regulirovanie/.
- Постановление Правительства РФ от 08.04.2023 N 563 "О внесении изменения в пункт 13 Правил маркировки меховых изделий контрольными (идентификационными) знаками"
В правила маркировки меховых изделий внесены дополнения, касающиеся направления сведений об индивидуализации полученных контрольных (идентификационных) знаков
Установлено, что при получении от эмитента изготовленных контрольных (идентификационных) знаков, предназначенных для маркировки товаров, ввозимых в РФ, допускается направление сведений об индивидуализации полученных пригодных контрольных (идентификационных) знаков не позднее 3-го рабочего дня, следующего за днем индивидуализации контрольных (идентификационных) знаков, до предложения таких товаров для реализации (продажи).
- Постановление Правительства РФ от 08.04.2023 N 566 "Об утверждении методики определения размеров платы за выдачу протокола испытаний о соответствии серий иммунобиологического лекарственного препарата для ветеринарного применения показателям качества, предусмотренным нормативным документом"
С 1 сентября 2023 г. применяется методика определения размеров платы за выдачу протокола испытаний о соответствии серий иммунобиологического лекарственного препарата для ветеринарного применения показателям качества, предусмотренным нормативным документом
Методика устанавливает порядок определения размеров платы, взимаемой организацией, находящейся в ведении Минсельхоза России или Россельхознадзора, аккредитованной в национальной системе аккредитации. Размер платы за выдачу протокола испытаний аккредитованной организацией определяется с учетом объема проведения необходимых работ и экономически обоснованных материальных и трудовых затрат.
Настоящее Постановление действует до 1 сентября 2029 г.
- Постановление Правительства РФ от 08.04.2023 N 568 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. N 439"
Определены дополнительные требования к разработке проектов нормативных правовых актов об установлении (изменении) налоговых льгот
Дополнен перечень информации, подлежащей включению в состав пояснительной записки к таким проектам.
Вводится порядок проведения согласительных совещаний при наличии разногласий по проектам методик оценки эффективности налоговых расходов РФ.
Дополнен перечень налоговых расходов, в отношении которых допускается не проводить оценку их результативности.
- Постановление Правительства РФ от 08.04.2023 N 565 "О порядке представления документов и сведений о лекарственных препаратах для ветеринарного применения, вводимых в гражданский оборот, выдачи разрешения на ввод в гражданский оборот иммунобиологического лекарственного препарата для ветеринарного применения и протоколов испытаний о соответствии серий иммунобиологического лекарственного препарата для ветеринарного применения показателям качества, предусмотренным нормативным документом" (вместе с "Правилами представления документов и сведений о лекарственных препаратах для ветеринарного применения, вводимых в гражданский оборот", "Правилами выдачи разрешения на ввод в гражданский оборот иммунобиологического лекарственного препарата для ветеринарного применения", "Правилами выдачи протоколов испытаний о соответствии серий иммунобиологического лекарственного препарата для ветеринарного применения показателям качества, предусмотренным нормативным документом")
Утверждены Правила представления в Россельхознадзор документов и сведений о лекарственных препаратах для ветеринарного применения, вводимых в гражданский оборот
Правила устанавливают порядок представления в Россельхознадзор документов и сведений о каждой серии произведенного в РФ лекарственного препарата или каждой серии ввозимого в РФ лекарственного препарата, вводимых в гражданский оборот на территории страны (за исключением иммунобиологических лекарственных препаратов) производителями и организациями, осуществляющими их ввоз.
Также постановлением утверждены:
Правила выдачи разрешения на ввод в гражданский оборот иммунобиологического лекарственного препарата для ветеринарного применения;
Правила выдачи протоколов испытаний о соответствии серий иммунобиологического лекарственного препарата для ветеринарного применения показателям качества, предусмотренным нормативным документом.
Документом закрепляется возможность получения разрешения на ввод в гражданский оборот иммунобиологического лекарственного препарата для ветеринарного применения с использованием Единого портала госуслуг.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 года, за исключением положений Правил выдачи разрешения на ввод в гражданский оборот иммунобиологического лекарственного препарата для ветеринарного применения, предусматривающих использование Единого портала госуслуг, которые вступают в силу с 1 марта 2024 года. Правила, утвержденные настоящим постановлением, действуют до 1 сентября 2029 года.
- Приказ Минфина России от 31.03.2023 N 37н "О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к Приказу Министерства финансов Российской федерации от 30 ноября 2015 г. N 184н "Об утверждении плана счетов казначейского учета и Инструкции по его применению и о внесении изменений в приложения к Приказу Министерства финансов Российской федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н"
Обновлен План счетов казначейского учета
Также внесены уточнения в Инструкцию по его применению.
Приказом предусматривается переходный период для применения нового Плана счетов по мере организационно-технической готовности Федерального казначейства и ТОФК.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
- Обзор: "Работа в выходные и праздничные дни: интересные споры за 2022 - 2023 годы"
- "Стандарт Банка России "Безопасность финансовых (банковских) операций. Обеспечение безопасности финансовых сервисов с использованием технологии цифровых отпечатков устройств" СТО БР БФБО-1.7-2023" (принят и введен в действие Приказом Банка России от 01.03.2023 N ОД-335)
Опубликован стандарт Банка России по обеспечению безопасности финансовых сервисов с использованием технологии цифровых отпечатков устройств СТО БР БФБО-1.7-2023
Стандарт устанавливает рекомендации по обеспечению организациями банковской системы и иных сфер финансового рынка контроля идентификаторов доступа пользовательских устройств методом формирования и обработки цифровых отпечатков устройств при дистанционном предоставлении банковских и финансовых услуг.
Под цифровым отпечатком в документе понимается идентификатор, сформированный из значений параметров устройства и позволяющий его идентифицировать при получении пользователем банковских и финансовых услуг.
Документом закреплены, в частности, алгоритм формирования цифрового отпечатка, рекомендации по хранению цифрового отпечатка, а также рекомендации по его применению.
Цифровой отпечаток устройства формируется в целях: выполнения мероприятий по противодействию осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента; выявления цепочек связанных операций по переводу денежных средств, совершенных без согласия клиента; выявления устройств, неоднократно задействованных при реализации компьютерных атак/инцидентов; использования в качестве фактора аутентификации.
Стандарт рекомендован к использованию при совершении банковских и финансовых операций кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями.
- Указание Банка России от 29.09.2022 N 6275-У "О порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) страховой организации" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2023 N 72869)
Банк России обновил порядок приведения в соответствие уставного капитала и величины собственных средств страховщиков
Если величина собственных средств (капитала) оказывается ниже размера оплаченного уставного капитала, определенного уставом, страховая организация должна увеличить величину собственных средств (капитала) до размера уставного капитала, а в случае невозможности ее увеличения - уменьшить размер уставного капитала до величины собственных средств (капитала) с соблюдением требований к минимальному размеру уставного капитала страховой организации.
Установлены срок и порядок действий по приведению в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала).
Признано утратившим силу Указание Банка России от 12 сентября 2018 года N 4901-У.
- Информационное письмо Минфина России от 07.04.2023 N 18-04-06/30972 "О применении пункта 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
Минфином даны разъяснения по вопросам участия офшорных компаний в капитале российских юридических лиц для целей получения субсидий
Российские юрлица, в уставном (складочном) капитале которых доля участия офшорных компаний в совокупности превышает 25 процентов, не вправе являться получателями предусмотренных статьями 78, 78.1, 78.3 и 78.4 БК РФ субсидий и предусмотренных статьей 80 БК РФ бюджетных инвестиций.
Сообщается, что данные ограничения распространяются только в отношении лиц, являющихся получателями субсидии, и не распространяются на иных лиц, получающих средства от получателя субсидии, в том числе заемщиков по программам льготного кредитования.
- Приказ Минобрнауки России от 06.02.2023 N 108 "Об утверждении форм направления сведений, информации и документов, указанных в пункте 3 Положения о единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327, требований к заполнению и направлению указанных форм" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.04.2023 N 72958)
Обновлены формы направления сведений, информации и документов, указанных в пункте 3 Положения о единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения
Указанное положение утверждено Постановлением Правительства от 12 апреля 2013 г. N 327.
Также настоящим документом утверждены требования к заполнению и направлению новых форм.
Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минобрнауки от 25 сентября 2020 г. N 1234.
Перейти к списку новых документов федерального законодательства, включенных в систему КонсультантПлюс (12.04.2023)