- Решение Совета директоров Банка России от 26.05.2023 "О надбавках к коэффициентам риска в целях расчета кредитными организациями нормативов достаточности капитала"
Банк России информирует об установлении с 1 июня 2023 года надбавок к коэффициентам риска в целях расчета кредитными организациями нормативов достаточности капитала
С указанной даты вступает в силу Указание Банка России от 17 апреля 2023 года № 6411-У, которым предусматриваются в числе прочего: надбавки к коэффициентам риска; значения границ диапазонов показателя долговой нагрузки заемщиков (ПДН); значения границ диапазонов полной стоимости потребительского кредита (займа) в рублях (ПСК) и пр.
- <Информация> Банка России от 26.05.2023 "О прекращении действия меры поддержки субъектов национальной платежной системы"
С 1 июля 2023 года Банк России вновь начнет применять меры к субъектам НПС за нарушение требований по регистрации оператора платежной системы
Сообщается, что Банк России не будет продлевать с 1 июля 2023 года послабление в отношении субъектов национальной платежной системы, которое предусматривает неприменение мер за нарушение требований по регистрации оператора платежной системы в случае достижения кредитными организациями установленного законом критерия. Мера поддержки прекратит свое действие в связи со стабилизацией объемов переводов денежных средств, совершаемых между кредитными организациями, а также исходя из анализа текущих показателей деятельности субъектов НПС.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 25.05.2023 N 26-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 150 Уголовного кодекса Российской Федерации и ряда положений статей 42, 45, 145, 146 и 222 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан М.В. Золотаревой и В.В. Фроловой"
Конституционный Суд указал на необходимость признания потерпевшим несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступления, независимо от способа такого вовлечения
По смыслу статьи 150 УК РФ несовершеннолетний, вовлекаемый в совершение преступления любым способом, в том числе не связанным с применением к нему физического или психического принуждения, во всяком случае становится жертвой самостоятельного преступного посягательства со стороны взрослого, оказываясь под его пагубным влиянием, способным сформировать ложное представление о допустимости противозаконного поведения, пренебрежительного или негативного отношения к правам и свободам других лиц, к ценностям общества и государства.
Конституционным Судом отмечено, что основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. В случае возбуждения уголовного дела о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления констатируется наличие признаков пагубного влияния на его нравственность и признаков причинения вреда достоинству его личности и морального вреда. Вредные последствия в виде физического, имущественного, морального вреда возникают с момента их причинения конкретному лицу, и оно является потерпевшим в силу самого факта причинения ему вреда. Правовой статус лица как потерпевшего устанавливается исходя из фактического его положения и лишь процессуально оформляется решением дознавателя, следователя или суда, но не формируется им.
Для реализации всей полноты процессуальных возможностей потерпевшего требуется официальное придание лицу такого статуса. Правоприменитель, выяснив, что лицу преступлением причинен вред, обязан незамедлительно оформить данный факт постановлением о признании его потерпевшим. Иное лишило бы потерпевшего возможности отстаивать свои права и законные интересы и ограничило бы его доступ к правосудию.
Таким образом, часть четвертая статьи 150 УК РФ и часть первая статьи 42 УПК РФ предполагают признание лица потерпевшим по возбужденному уголовному делу о его вовлечении в период несовершеннолетия в совершение преступления независимо от способа такого вовлечения. Обеспечение же участия данного лица в производстве по уголовному делу в качестве свидетеля не может компенсировать отказ в признании его потерпевшим.
- Проект Федерального закона N 367060-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"
В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий создание новых банковских продуктов - социального банковского счета и социального банковского вклада
Согласно тексту законопроекта условия социального банковского счета и социального банковского вклада предусматривают гарантированное начисление дохода в размере процентной ставки, привязанной к ключевой ставке Банка России. Открытие таких счетов (вкладов) будет доступно только гражданам, являющимся получателями мер социальной поддержки.
Договор социального банковского вклада и договор социального банковского счета будут заключаться в электронной форме через Единый портал госуслуг.
Максимальная сумма социального банковского вклада - не более 50 тысяч рублей, выплата процентов по договору будет осуществляться ежемесячно, а размер процентной ставки признается равным переменной величине, которая не может быть менее действующей на дату начисления процентов ключевой ставки Банка России, увеличенной на один процентный пункт. Оговорено, что не допускается внесение денежных средств на счет по вкладу в иностранной валюте.
Предлагается заключать договор социального банковского вклада на срок, не превышающий одного года, и предусмотреть возможность его пролонгации на тот же срок при условии, что на дату его окончания гражданин является получателем мер социальной поддержки.
Законопроектом устанавливается, что в соответствии с договором социального банковского счета кредитная организация открывает гражданину банковский счет, предусматривающий осуществление операций в рублях. Запрещается взимание платы за открытие и обслуживание социального банковского счета, предоставление и использование национального платежного инструмента, а также за совершение операций по социальному банковскому счету в размере, не превышающем 15 тысяч рублей в течение календарного месяца.
Документом гражданину разрешается иметь не более одного социального банковского счета и не более одного действующего договора социального банковского вклада.
- Указание Банка России от 17.04.2023 N 6412-У "O внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России по вопросам применения надбавок к коэффициентам риска в отношении отдельных видов кредитов (займов)" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2023 N 73399)
Актуализированы некоторые акты Банка России в связи с принятием нового указания, устанавливающего виды активов и порядок применения к ним надбавок к коэффициентам риска
Изменения внесены в отсылочные нормы нормативных актов в связи с вступлением в силу с 1 июня 2023 года Указания Банка России от 17 апреля 2023 года N 6411-У.
- Указание Банка России от 17.04.2023 N 6411-У "О видах активов, характеристиках видов активов, к которым устанавливаются надбавки к коэффициентам риска, и о применении к указанным видам активов надбавок при определении кредитными организациями нормативов достаточности капитала" (Зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2023 N 73398)
С 1 июня 2023 года вступает в силу новое указание Банка России, устанавливающее виды активов, к которым могут быть установлены надбавки к коэффициентам риска
Указанием определены характеристики указанных видов активов, а также порядок применения к ним надбавок при определении нормативов достаточности капитала.
Указание содержит положение, действие которого ограничено 31 декабря 2023 года, согласно которому при предоставлении кредитов (займов) до 50000 рублей или автокредитов (займов) кредитная организация вправе включать в расчет ПДН величину дохода, указанную заемщиком в заявлении на предоставление такого кредита (займа) и скорректированную кредитной организацией с использованием методик, применяемых ею для оценки платежеспособности.
Со дня вступления в силу настоящего указания признается утратившим силу Указание Банка России от 20 апреля 2021 года N 5782-У.
- "МР 3.1.0326-23. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Изменения N 3 в МР 3.1.0278-22 "Рекомендации по организации тестирования для выявления новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в условиях эпидемического процесса, вызванного новым геновариантом коронавируса "омикрон". Методические рекомендации" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 23.05.2023)
Уточнены рекомендации по организации тестирования для выявления COVID-19 в условиях распространения штамма коронавируса "омикрон"
Предусмотрено, что с учетом особенностей эпидемиологической ситуации тестирование может проводиться (по согласованию с Главным государственным санитарным врачом, главными государственными санитарными врачами регионов): по решению работодателя; при организации и проведении многосторонних международных и массовых мероприятий; при организации мероприятий, проводимых с участием Президента и Председателя Правительства.
Утратила силу трехуровневая система охвата лабораторными исследованиями для выявления возбудителя COVID-19 исходя из активности эпидемического процесса в регионе (высокий, средний и низкий уровни тестирования).
- <Письмо> Минтруда России от 20.04.2023 N 16-3/10/В-5982 <О Приказе Минтруда России от 26.01.2022 N 24>
Разъяснены порядок и сроки предоставления отчетов в рамках проведения мониторинга в целях обеспечения занятости населения
Сообщается, что Приказом Минтруда России от 18 апреля 2023 г. N 313 внесены изменения в Приказ от 26 января 2022 г. N 24 "О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения". Указанными изменениями введены, уточняются положения предоставления форм отчетов. Также для каждого отчета указан порядок проведения контроля корректности данных.
- <Письмо> Минтруда России от 05.05.2023 N 28-7/10/П-3518 <О направлении инструктивно-методических материалов> (вместе с "Инструктивно-методическими материалами по отдельным вопросам, связанным с применением положений Федерального закона от 6 февраля 2023 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")
Минтрудом направлены инструктивно-методические материалы по применению норм законодательства о порядке предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера региональными и муниципальными депутатами, осуществляющими деятельность на непостоянной основе
В документе содержатся разъяснения по применению отдельных положений Федерального закона от 6 февраля 2023 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Отмечено, что субъектам РФ необходимо привести свои нормативные правовые акты в соответствие с положениями указанного закона и исходить при этом, в частности, из следующего:
- представление кандидатом на должность депутата сведений о размере и об источниках доходов кандидата, о принадлежащем ему имуществе не освобождает его в случае избрания на должность депутата от обязанности представить справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. При представлении справки в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом или передачи вакантного депутатского мандата сведения о расходах не представляются;
- поскольку Федеральный закон N 12-ФЗ вступает в силу с 1 марта 2023 года, избрание депутатом или передача вакантного депутатского мандата до указанной даты не образует обязанность представить сведения о доходах в течение четырех месяцев со дня наступления соответствующего события;
- в законе субъекта РФ целесообразно предусмотреть, что депутат, представивший в рамках декларационной кампании 2023 года справку о доходах до вступления в силу Федерального закона N 12-ФЗ, считается исполнившим указанную обязанность.
Также в приложении к настоящим инструктивно-методическим материалам приведена рекомендуемая форма сообщения о несовершении в отчетном периоде сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", общая сумма которых превышает общий доход депутата и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.
Документом даны и иные разъяснения.
- Приказ ФНС России от 19.04.2023 N ЕД-7-26/263@ "О внесении изменений в приложение к Приказу Федеральной налоговой службы от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.05.2023 N 73471)
Внесены изменения в формат документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота с налоговыми органами
Согласно пояснению ФНС настоящим приказом обеспечена возможность обмена электронными документами в случаях, если приложения к отдельным документам не предусмотрены их форматами, но для администрирования необходимо их наличие, например при представлении подтверждающих документов в ответ на требование налогового органа.
- Приказ Минцифры России N 321, ФСБ России N 147 от 29.03.2023 "Об утверждении Типовых требований к плану мероприятий по внедрению собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, имеющих уникальный идентификатор совокупности средств связи и иных технических средств в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", технических средств, обеспечивающих выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.05.2023 N 73467)
Предусмотрены требования к плану мероприятий по внедрению собственниками или иными владельцами технологических сетей связи, имеющих номер автономной системы (ASN), технических средств, обеспечивающих выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий
План мероприятий составляется в трех экземплярах. Предусмотрены сведения, которые должны в нем содержаться, порядок его утверждения.
В случае использования технических средств другой организации, являющейся собственником или владельцем автономной системы, данная информация должна быть отражена в плане мероприятий.
- Обзор: "Ошибки при описании объекта госзакупки: примеры из практики контролеров за 2022 - 2023 годы"
- Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 N 1315-р <Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года>
Утверждена Концепция технологического развития на период до 2030 года
Концепцией определены три ключевые цели технологического развития: обеспечение национального контроля над воспроизводством критических и сквозных технологий; переход к инновационно ориентированному экономическому росту, усиление роли технологий как фактора развития экономики и социальной сферы; технологическое обеспечение устойчивого функционирования и развития производственных систем.
Документом предусмотрены механизмы реализации каждой из названных целей, показатели их достижения к 2030 году, а также установлено, что к концу второго десятилетия XXI века Российская Федерация должна обладать:
собственной научной, кадровой и технологической базой критических и сквозных технологий;
компаниями, корпорациями и предпринимателями, проявляющими высокоинтенсивную инновационную активность, опирающуюся на комфортную регуляторную среду;
устойчивой быстроразвивающейся производственной базой национальной экономики, обеспечивающей производство необходимой номенклатуры высокотехнологичной продукции, включая микроэлектронику (российские чипы), высокоточные станки и робототехнику, авиакосмическую технику, беспилотники, лекарства и медицинское оборудование, телекоммуникационное оборудование и программное обеспечение, ускорители и детекторы заряженных частиц.
- Проект Федерального закона N 366535-8 "О внесении изменений в статьи 3 и 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции"
Предлагается до 1 января 2030 года продлить предельный срок ликвидации или реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий
В настоящее время установлено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность на товарных рынках, должны быть ликвидированы или реорганизованы до 1 января 2025 года.
Законопроектом предлагается до 1 января 2030 года продлить указанный срок, установленный Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 485-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Федеральный закон "О защите конкуренции".
В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что ликвидация или реорганизация унитарных предприятий не решают проблему конкуренции на локальном и товарном рынке, и, более того, до настоящего времени не определены конкурентные рынки, на которых деятельность унитарных предприятий мешает развитию конкуренции.
Перейти к списку новых документов федерального законодательства, включенных в систему КонсультантПлюс (26.05.2023)