- Приказ Министра обороны РФ от 20.04.2023 N 230 "Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2023 N 73917)
- Проект Федерального закона N 270852-8 "О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации) (ред., принятая ГД ФС РФ во II чтении 20.06.2023)
- Проект Федерального закона N 384598-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
В целях интеграции цифрового рубля в систему налогового регулирования предложены изменения в НК РФ
Внесенным в Госдуму законопроектом, в частности:
в НК РФ закрепляется понятие счета цифрового рубля как счета, открытого оператором платформы цифрового рубля на основании договора счета цифрового рубля;
устанавливается возможность взыскания задолженности с налогоплательщика (налогового агента) за счет его цифровых рублей при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика;
закрепляется право налоговых органов приостанавливать операции по счетам цифрового рубля, открытым на платформе цифрового рубля, и требовать от оператора платформы цифрового рубля документы, подтверждающие факт списания со счета цифрового рубля налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ.
Кроме этого, документом устанавливается порядок налогообложения операций со счетом цифрового рубля, аналогичный порядку совершения операций с банковским счетом, и определяются обязанности оператора платформы цифрового рубля, а также ответственность за их несоблюдение.
Предусмотрены и иные новшества.
- Постановление Правительства РФ от 20.06.2023 N 1008 "О внесении изменений в Правила формирования перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов"
Закреплена возможность формирования перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов дважды в год
До внесения соответствующих изменений в Правила формирования перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утвержденные Постановлением Правительства от 9 апреля 2015 г. N 333, указанный перечень формировался ежегодно.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 19.06.2023 N 33-П "По делу о проверке конституционности положений статей 82 и 240 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и ряда иных его статей в связи с жалобой гражданина В.Г. Скотникова"
КС РФ обязал законодателя конкретизировать порядок и сроки хранения предметов, являющихся вещественными доказательствами по двум или более уголовным делам
Положения статей 82 и 240 УПК РФ не соответствуют Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому им судебным толкованием, они служат основанием для уничтожения предметов (образцов), являющихся вещественными доказательствами по двум или более уголовным делам, после вступления в законную силу приговора суда по одному из этих уголовных дел, притом что сохранение данных вещественных доказательств возможно исходя из их свойств.
Конституционным Судом отмечено, в частности, что отсутствуют основания для того, чтобы уничтожением вещественных доказательств создавать условия для подмены их непосредственного исследования в конкретном деле использованием ранее установленных в другом деле фактов. Кроме того, положения статей 81 и 82 УПК РФ не предполагают, что при вынесении приговора по уголовному делу либо при его прекращении может быть принято решение об уничтожении предметов, запрещенных к обращению, если они признаны вещественными доказательствами по другому уголовному делу, выделенному из первого. Такая позиция распространима на все случаи, когда один и тот же предмет является вещественным доказательством по нескольким уголовным делам.
Федеральному законодателю надлежит конкретизировать порядок и сроки хранения предметов (образцов), являющихся вещественными доказательствами по двум или более уголовным делам.
До внесения необходимых изменений и дополнений, касающихся разрешения в судебной стадии производства по уголовному делу вопроса о судьбе вещественных доказательств, должно обеспечиваться хранение предметов (образцов), являющихся вещественными доказательствами по двум или более уголовным делам, для их возможного непосредственного исследования по каждому из уголовных дел до вступления приговора суда в законную силу применительно к каждому из этих уголовных дел, если такое сохранение возможно исходя из свойств данных предметов (образцов).
- Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (не внесен в ГД ФС РФ)
Планируется сохранить право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком за матерью ребенка и другими лицами, имеющими право на данное пособие и вышедшими на работу из отпуска по уходу за ребенком ранее достижения им возраста 1,5 лет
Также поправками предусматривается сохранение права на получение указанного пособия в случае, если такие лица в период предоставленного им отпуска по уходу за ребенком работают у другого работодателя.
- Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 256 Трудового кодекса Российской Федерации" (не внесен в ГД ФС РФ)
В ТК РФ предлагается закрепить право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком за матерью ребенка и другими лицами, имеющими право на данное пособие и вышедшими на работу из отпуска по уходу за ребенком ранее достижения им возраста 1,5 лет
Поправки вносятся в целях материальной поддержки работающих родителей, осуществляющих уход за детьми в возрасте до полутора лет, и стимулирования их к досрочному (до достижения ребенком возраста полутора лет) выходу на работу из отпуска по уходу за ребенком.
- "Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства" (утв. Президентом РФ 20.06.2023)
Президент РФ поручил принять закон, направленный на совершенствование механизма расширенной ответственности производителей товаров и упаковки
Обеспечить принятие соответствующего закона (законопроект N 345338-8) Правительству совместно с Госдумой поручено в срок до 1 августа 2023 года.
Правительству РФ также поручено в числе прочего рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в законодательство изменений, предусматривающих уголовную ответственность за намеренные поджоги сухой растительности и (или) лесных насаждений вне зависимости от наступившего ущерба.
- Проект Федерального закона N 140646-8 "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (текст ко второму чтению)
Ко второму чтению подготовлен законопроект об уточнении порядка допуска водителей транспортных средств к участию в дорожном движении
Законопроектом, в частности, предусматривается, что право на управление транспортными средствами отдельных категорий и подкатегорий предоставляется после прохождения соответствующего профессионального обучения и успешной сдачи экзаменов и при соблюдении определенных условий, например категории "D" - при наличии права на управление транспортными средствами категории "B" или "С" или подкатегории "С1" или "D1" в течение не менее 12 месяцев.
Кроме того, право на управление транспортными средствами отдельных категорий и подкатегорий предоставляется без прохождения соответствующего профессионального обучения, предусмотренного пунктом 1 статьи 26 Закона "О безопасности дорожного движения", и без сдачи экзаменов (например, категории "M" с любым видом трансмиссии - при наличии права на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, указанных в пункте 1 статьи 25 данного закона, при условии отсутствия медицинских ограничений к управлению транспортными средствами категории "М").
- Проект Федерального закона N 46071-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (текст к третьему чтению)
К третьему чтению подготовлен законопроект, наделяющий Банк России надзорными полномочиями в отношении операторов платежных систем
В частности, законопроектом Банк России наделяется полномочиями по ведению реестра операторов по приему платежей, проведению проверок, выявлению нарушений и применению мер к операторам по приему платежей.
Закрепляется право Банка России предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего прием платежей, если сведения о таком юридическом лице не внесены в указанный реестр и при приеме платежей такое юридическое лицо выступает в качестве оператора по приему платежей.
Кроме этого, служащие Банка России при осуществлении надзора за операторами по приему платежей будут иметь право беспрепятственного доступа в помещения операторов по приему платежей.
Документом, помимо прочего, устанавливаются требования к органам управления, акционерам оператора по приему платежей и уточняется, что платежным агентом может быть только юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ.
Также законопроектом предусматривается создание саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих операторов по приему платежей, которые будут осуществлять контроль за соблюдением операторами по приему платежей - членами СРО требований законодательства.
- Постановление Правительства РФ от 19.06.2023 N 1003 "О внесении изменений в Правила финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
Расширены возможности использования механизма инфраструктурных облигаций в строительстве
В перечень объектов инфраструктуры, которые можно строить или реконструировать с применением этого механизма, добавлены объекты электроэнергетики.
Для проектов строительства наемных домов снижено требование о минимальной общей площади жилых помещений в таких домах.
Кроме того, обязательства застройщика по возврату суммы займа теперь могут быть обеспечены не только государственной гарантией региона, но и независимой гарантией или поручительством организации, имеющей наивысший рейтинг платежеспособности.
- Проект Федерального закона N 384586-8 "О признании утратившими силу частей второй и девятой статьи 5.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
В Госдуму внесен законопроект, которым предлагается полностью отменить запрет на открытие банком с базовой лицензией банковских (корреспондентских) счетов в иностранных банках
На данный момент действие указанного запрета приостановлено до 31 декабря 2023 года включительно.
Его полная отмена позволит клиентам банков с базовой лицензией и дальше оперативно проводить расчеты с зарубежными контрагентами в условиях нарастающего санкционного давления на российский банковский сектор.
- Постановление Правительства РФ от 19.06.2023 N 1001 "О внесении изменения в пункт 7(2) Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336"
Установлены случаи, при которых допускается выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом
Определено, что если в ходе проведения выездного обследования в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства выявлены нарушения обязательных требований, то составляется акт выездного обследования, который направляется контролируемому лицу, и выдается предписание об устранении выявленных нарушений. Оценка исполнения такого предписания осуществляется только посредством проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия.
- Решение Совета директоров Банка России от 09.06.2023 "О кредитах Банка России, обеспеченных облигациями федерального займа"
К механизму поддержки кредитования субъектов МСП подключили операции по предоставлению кредитов Банка России, обеспеченных ОФЗ
Ранее предоставлялись только кредиты, обеспеченные поручительствами Корпорации МСП.
Процентная ставка, по которой предоставляются кредиты, обеспеченные ОФЗ, установлена в том же размере, что и процентная ставка по кредитам, обеспеченным поручительствами корпорации (ключевая ставка Банка России, уменьшенная на 1,5 процентного пункта).
- Обзор: "Какие важные изменения ждут юриста в III квартале 2023 года"
- <Информация> Банка России "Разъяснение об отражении в бухгалтерском учете реклассификации заблокированных активов в иностранной валюте"
Банк России разъясняет особенности отражения в бухгалтерском учете реклассификации заблокированных активов в иностранной валюте
Сообщается, что, в случае если кредитная организация заблокированные активы в иностранной валюте, отражаемые в бухгалтерском учете по справедливой стоимости, в целях применения с 1 января 2024 года Указания Банка России от 23.03.2023 N 6379-У "О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета кредитными организациями отдельных активов и обязательств в иностранной валюте в условиях действия мер ограничительного характера" признает невозмещаемыми заблокированными активами, кредитной организации рекомендуется на основании пункта B4.4.1 МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (далее - МСФО (IFRS) 9) изменить бизнес-модель, используемую для управления этими активами, в связи с изменением внешних условий, которые являются значительными для деятельности кредитной организации и очевидными для внешних сторон, и реклассифицировать данные активы из категории оцениваемых по справедливой стоимости в категорию оцениваемых по амортизированной стоимости.
При этом необходимо учитывать требование пункта B4.4.2 МСФО (IFRS) 9, согласно которому изменение цели бизнес-модели, используемой организацией, должно иметь место до даты реклассификации, и, следовательно, реклассификация должна осуществляться в первый день следующего отчетного периода.
Исходя из приведенного в пункте B4.4.2 МСФО (IFRS) 9 примера, это означает, что в бухгалтерском учете реклассификация подлежит отражению в первый рабочий день квартала, следующего за кварталом, в котором кредитной организацией было принято решение об изменении бизнес-модели.
- Приказ Минэкономразвития России от 24.04.2023 N 272 "О внесении изменений в требования к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в субъектах Российской Федерации, направленных на достижение целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", и требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденные Приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2021 г. N 142" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.06.2023 N 73859)
Уточнены требования к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами РФ в рамках поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Речь идет, в частности, о требованиях к государственным микрофинансовым организациям, к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к субъектам малого и среднего предпринимательства, признанным социальным предприятием, к созданию индустриального (промышленного) парка, агропромышленного парка, бизнес-парка, технопарка, промышленного технопарка и прочего.
- Проект Постановления Правительства РФ "О введении временного запрета на вывоз риса и крупы рисовой из Российской Федерации"
По 31 декабря 2023 г. включительно предлагается установить запрет на вывоз из РФ риса и рисовой крупы
Речь идет о товарах, классифицируемых соответственно кодами 1006 и 1103 19 500 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Определены случаи, на которые временный запрет распространяться не будет.
- Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2568"
Предлагается уточнить порядок осуществления специальных социальных выплат медицинским работникам
Проектом, в частности, определено, что специальные социальные выплаты врачам и медицинским работникам с высшим (немедицинским образованием), осуществляющим прижизненные гистологические и цитологические исследования, устанавливаются в размере 11500 рублей независимо от типа государственных и муниципальных медицинских организаций, в которых они работают.
Предлагается установить специальные социальные выплаты медицинским работникам с высшим (немедицинским) образованием в центральных районных, районных и участковых больницах, а также медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориальному принципу прикрепленному населению.
Кроме того, предлагается установить специальные социальные выплаты медицинским работникам отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым.
Предусматривается, что уровень оплаты труда медицинских работников с 1 января 2023 г. не может быть ниже уровня оплаты труда в 2022 году с учетом ее индексации и без учета специальной социальной выплаты.
- Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (не внесен в ГД ФС РФ)
Предложен механизм взимания НДС по стране назначения товара при реализации товаров через электронные торговые площадки
Согласно проекту местом реализации товаров во взаимной электронной торговле товарами признается территория РФ, если товар в момент завершения его транспортировки (передачи) покупателю - физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, находится на территории РФ. Местом реализации товаров через электронные торговые площадки территория РФ не признается, если товар в момент завершения его транспортировки (передачи) покупателю - физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, находится на территории государств-членов ЕАЭС.
Проектом устанавливаются:
- особенности постановки на учет в налоговом органе иностранных посредников, через электронные торговые площадки которых реализуются товары налогоплательщиков государств - членов ЕАЭС;
- возможности использования личного кабинета указанными иностранными посредниками для представления налоговой декларации по НДС, иных документов, получения от налогового органа документов (информации).
Также предусмотрено принятие российскими продавцами к вычету сумм НДС, уплаченных за счет собственных средств в бюджеты других государств - членов ЕАЭС при реализации товаров через электронные торговые площадки физическим лицам этих государств - членов ЕАЭС.
Перейти к списку новых документов федерального законодательства, включенных в систему КонсультантПлюс (21.06.2023)