- Постановление Конституционного Суда РФ от 14.12.2023 N 57-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1252 и подпункта 2 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Суда по интеллектуальным правам"
В случае взыскания компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, если ранее по иску другого правообладателя с нарушителя в связи с размещением на товарах того же обозначения была взыскана аналогичная компенсация, должна быть обеспечена (в том числе при аффилированности правообладателей) возможность снижения ее размера, при условии что размер подлежащей выплате компенсации превышает размер причиненных правообладателю убытков
Не соответствующими Конституции РФ признаны пункт 3 статьи 1252 и подпункт 2 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ в той мере, в какой они при рассмотрении судом требования о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, если ранее по иску другого правообладателя с нарушителя в связи с размещением на товаре того же обозначения была взыскана компенсация за нарушение исключительного права на сходный до степени смешения товарный знак, рассчитанная в двукратном размере стоимости тех же товаров, не позволяют, в том числе при аффилированности таких правообладателей, снизить размер компенсации или отказать в ее взыскании.
Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего постановления.
Впредь до внесения в гражданское законодательство изменений, вытекающих из настоящего постановления, суды в случае взыскания компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, если ранее по иску другого правообладателя с нарушителя в связи с размещением на товарах того же обозначения была взыскана компенсация за нарушение исключительного права на сходный до степени смешения товарный знак, рассчитанная в двукратном размере стоимости тех же товаров, не могут быть лишены возможности учесть все значимые для дела обстоятельства, включая характер допущенного нарушения и его последствия для правообладателя, наличие и степень аффилированности правообладателей, и при несоответствии размера компенсации, в том числе с учетом ранее взысканной по иску другого правообладателя, требованию справедливости и равенства на основании заявления ответчика снизить размер компенсации ниже установленной подпунктом 2 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ величины таким образом, чтобы с учетом обстоятельств дела найти разумный баланс между справедливостью (соразмерностью) совокупного размера компенсаций с нарушителя и сопоставимостью между собой полученного правообладателями, по крайней мере если наличие у них прав на данные средства индивидуализации не связано с их аффилированностью. В случае установления судом наличия между данным правообладателем и тем правообладателем, по иску которого ранее была взыскана компенсация, либо в отношениях третьего лица с ними влияния в форме контроля и отсутствия разумных экономических оснований предоставления правообладателем другим лицам согласия на регистрацию сходных до степени смешения товарных знаков, кроме как в целях использования такого правообладания исключительно как способа обогащения, во взыскании с нарушителя компенсации может быть отказано. Это во всяком случае не исключает взыскания с нарушителя исключительного права на товарный знак поддающихся исчислению с разумной степенью достоверности убытков каждого правообладателя.
- Проект Федерального закона N 475202-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями")" (текст ко второму чтению)
Законопроект о расширении перечня экономически значимых организаций подготовлен ко второму чтению
К таким организациям предлагается отнести: структуры, сервисы которых используют более 2 млн человек; общества, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по управлению ценными бумагами, оказывающие существенное влияние на обеспечение стабильности и развитие финансового рынка РФ, с совокупной стоимостью имущества более 400 млрд рублей и количеством клиентов не менее 300 тысяч человек; общества, обладающие правом (лицензией) на пользование недрами на территории РФ (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых), с количеством работников более 500 человек.
Также предусматривается, что решением Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в определенных случаях может быть продлен срок (не более чем на один год), в течение которого иностранное юридическое лицо подлежит исключению из реестра иностранных юридических лиц в государстве или на территории своего личного закона.
- Проект Федерального закона N 510787-8 "О внесении изменения в статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
В Госдуме рассмотрят законопроект о запрете проведения абортов в частных клиниках
В статье 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" планируется закрепить, что искусственное прерывание беременности может проводиться только в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что он разработан в целях улучшения демографической ситуации в России и снижения количества осложнений, возникающих в процессе и после проведения аборта.
- Проект Федерального закона N 506239-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации)" (текст ко второму чтению)
Предлагается создать реестр объектов капитального строительства, построенных (приобретенных) за счет федерального бюджета
Законопроектом в рамках перехода от формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) к комплексной госпрограмме "Строительство" предусматривается создание реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета.
Порядок формирования и ведения реестра установит Правительство РФ.
Наличие сведений об объекте в реестре будет условием включения в закон о федеральном бюджете ассигнований на его строительство (реконструкцию) или приобретение.
Законопроектом на 2024 год продлевается право Правительства на предоставление господдержки компаниям с долей участия офшорных компаний в совокупности более 25%.
Кроме того, внесена поправка, согласно которой субъекты вправе возвращать бюджетные кредиты до 31 января очередного финансового года, а не до "последнего рабочего дня текущего финансового года".
- Проект Федерального закона N 216703-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об инвестиционных фондах")" (текст ко второму чтению)
Подготовлен к рассмотрению во II чтении законопроект о долевом страховании жизни с инвестиционной составляющей
По договору долевого страхования жизни часть страховой премии, уплаченной страхователем, направляется на приобретение инвестиционных паев.
При наступлении страховых случаев выгодоприобретателю производится страховая выплата в размере страховой суммы и денежной компенсации в связи с погашением инвестиционных паев.
Договор долевого страхования жизни должен содержать исчерпывающий перечень сделок, которые могут быть совершены с инвестиционными паями.
Страховщику, имеющему лицензию на осуществление добровольного страхования жизни, для осуществления нового вида страхования нужно получить лицензию управляющей компании или осуществлять деятельность агента по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев ПИФ.
Устанавливаются особенности банкротства страховой организации, осуществляющей деятельность по доверительному управлению ПИФ и особенности прекращения таких ПИФ.
- Приказ Минсельхоза России от 26.10.2023 N 814 "Об утверждении формы генетического паспорта" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2023 N 76367)
С 1 сентября 2025 г. устанавливается форма генетического паспорта
В форме генетического паспорта указываются наименование сорта или гибрида сельскохозяйственного растения, класс, категория, вид, подвид, генотип, белковые и (или) ДНК-маркеры, идентифицирующие сорт семян сельскохозяйственного растения.
- <Письмо> ФНС России от 12.12.2023 N БС-4-21/15532@
"О применении федеральных стандартов бухгалтерского учета в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций (в части обоснованности обесценения)"
(вместе с <Письмом> Минфина России от 11.12.2023 N 03-05-04-01/119366)
Изложена позиция Минфина о применении ФСБУ при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций
Проверка основных средств на обесценение и отражение изменения их балансовой стоимости вследствие обесценения является обязанностью организаций, за исключением случаев, предусмотренных ФСБУ 6/2020 и МСФО 36.
Также указано, что при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций как среднегодовой стоимости имущества в отношении объектов основных средств, проверенных на обесценение, организация учитывает изменение их балансовой стоимости вследствие обесценения.
НПА | Финансовые консультации | Формы и образцы заполнения | Судебная практика | Готовые решения и другие документы можно получить бесплатно в системе КонсультантПлюс - Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 08.12.2023 N 174
"О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 378"
Внесены изменения в некоторые классификаторы, используемые для заполнения таможенных документов
Новые позиции включены в классификатор видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, в классификатор видов документов и сведений. В классификаторе особенностей перемещения товаров заменены отдельные позиции.
Настоящее решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
- Обзор: "Топ-3 "поворотных" дел арбитражных судов округов для юриста: ноябрь 2023 года"
(КонсультантПлюс, 2023)
- Обзор: "Топ-5 налоговых споров для конкурсных и арбитражных управляющих: июнь - ноябрь 2023 года"
(КонсультантПлюс, 2023)
- Письмо ФНС России от 01.12.2023 N ШЮ-4-17/15108
"О вступлении в силу с 21.11.2023 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2023 N 1911"
ФНС напоминает об изменении правил представления резидентами (юрлицами, ИП, а также физическими лицами) отчетов о движении средств по зарубежным счетам
Новые правила применяются для резидентов - юрлиц и ИП начиная с отчетности за 4 квартал 2023 года, а для резидентов - физических лиц - начиная с отчетности за 2023 год.
Приведена информация об основных изменениях, а также сообщено, что при выявлении нарушений либо ошибок в представленных отчетах, налоговые органы обязаны в установленные сроки направить уведомления резидентам о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета.
- <Информация> ФНС России
"Опубликованы данные для расчета НДПИ, НДД и акциза на нефтяное сырье за ноябрь 2023 года"
Опубликованы данные для расчета налога на добычу полезных ископаемых для нефти и газового конденсата, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, а также акциза на нефтяное сырье за ноябрь 2023 года
Коэффициент Кц определен в размере 19,9128.
Коэффициент рассчитан исходя из следующих показателей:
средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья - 72,37 долл. США за баррель;
среднее значение курса доллара США к рублю за все дни налогового периода - 90,5918.
Также сообщается, что:
показатели ЦАБрт, ЦДТрт, ТАБм, ТДТм, ЦАБэксп и ЦДТэксп публикуются на официальном сайте ФАС России;
средняя цена одной тонны сырой нефти марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья и ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанные из нее, размещаются на официальном сайте Минэкономразвития России.
- "Обзор практики применения арбитражными судами положений законодательства о налогах и сборах, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)
Представлен обзор судебной практики по применению положений законодательства, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды
В обзоре приведены правовые позиции арбитражных судов по спорам, связанным с применением статьи 54.1 НК РФ. В частности, указано следующее:
неблагоприятные последствия неисполнения налоговой обязанности другими участниками оборота не могут быть возложены на налогоплательщика, который не знал и не должен был знать о допущенных этими лицами нарушениях;
возможность применения налоговых вычетов сумм НДС исключается, если налогоплательщик участвовал в согласованных с иными лицами действиях, направленных на неправомерное уменьшение ими налоговой обязанности;
наличие счетов-фактур и иных первичных учетных документов не является безусловным подтверждением права на вычет сумм НДС и на учет расходов, если представленные документы в своей совокупности не подтверждают реальность хозяйственных операций;
при оценке обоснованности налоговой выгоды судам необходимо исходить из того, что налоговые органы, составляющие единую централизованную систему, в принимаемых ими решениях не должны делать противоречивые выводы в отношении деятельности проверяемых налогоплательщиков.
- "Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)
Президиумом ВС РФ утвержден Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами
В обзоре приведены правовые позиции по вопросам ликвидации несанкционированных свалок, заключения договора оказания услуг по обращению с ТКО, накопления ТКО, привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства в указанной сфере и пр.
Отражены, в частности, следующие выводы:
- договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, в том числе при отсутствии подписанного сторонами договора в виде единого документа;
- в отсутствие договора между арендатором и региональным оператором обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на собственнике объекта недвижимости;
- если собственник ТКО докажет, что региональный оператор фактически вывоз отходов не осуществлял, в иске последнего о взыскании платы за оказание услуг должно быть отказано;
- обязанность по ликвидации несанкционированного складирования ТКО возлагается на правообладателя земельного участка, если не установлено лицо, виновное в размещении отходов;
- несвоевременное предоставление потребителю платежных документов на оплату коммунальных услуг по обращению с ТКО образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Перейти к списку новых документов федерального законодательства, включенных в систему КонсультантПлюс (14.12.2023)
Читать новости на сайте КонсультантПлюс