- Постановление Конституционного Суда РФ от 26.03.2024 N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1224 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки А.Э. Стаценко"
Конституционный Суд не допустил ограничения прав граждан на наследование движимого имущества лиц, проживавших и умерших за пределами РФ
Пунктом 1 статьи 1110 ГК РФ установлено, что при наследовании имущество умершего переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, а в силу пункта 2 статьи 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. В силу пункта 1 статьи 1224 данного кодекса наследование движимого имущества подчинено праву страны последнего места жительства наследодателя, а недвижимого – праву страны нахождения имущества.
Если последнее место жительства наследодателя находится за пределами РФ, местом открытия наследства признается место нахождения на территории РФ: недвижимого имущества, входящего в состав наследственного имущества, находящегося в разных местах, или его наиболее ценной части, а при отсутствии недвижимого имущества – движимого имущества или его наиболее ценной части. По месту открытия наследства определяется лицо, уполномоченное выдавать свидетельство о праве на наследство, принимать заявление о принятии наследства, а также принимать меры по охране наследства и управлению им, – нотариус.
В частноправовых отношениях, осложненных иностранным элементом, нельзя исключать возникновения риска конфликта при определении объема наследственных прав и их принадлежности. Применительно к российским гражданам такой риск может быть минимизирован путем взаимодействия с компетентными органами других государств. Отдельные вопросы, связанные с наследованием в указанных случаях, могут быть урегулированы в рамках консульских соглашений.
Пункт 1 статьи 1224 ГК РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу он не может использоваться нотариусом в качестве основания для отказа в оформлении наследственных прав на принадлежавшее наследодателю – гражданину РФ, имевшему последнее место жительства на территории иностранного государства, движимое имущество, оставшееся на территории РФ, если без такого оформления невозможно дальнейшее осуществление наследником своих прав, а равно не может использоваться в качестве основания для отказа суда в признании права собственности наследника – гражданина РФ на это имущество со ссылкой на то, что такие действия (решения) должны совершаться (приниматься) компетентными органами иностранного государства по последнему месту жительства наследодателя, если в конкретных условиях обращение наследника к данным органам невозможно или существенно затруднено.
Конституционным Судом отмечено следующее: в случае обращения гражданина с заявлением об оформлении наследственных прав в отношении движимого имущества, оставшегося на территории РФ после смерти лица, имевшего последнее место жительства на территории иностранного государства, с которым не заключен международный договор РФ, содержащий положения, позволяющие разрешить вопрос о выборе соответствующего компетентного органа, а равно в случаях, когда сложившиеся обстоятельства объективно препятствуют взаимодействию с компетентным органом иностранного государства и оформлению наследственных прав в подобных ситуациях или существенно затрудняют такое взаимодействие, российский компетентный орган либо исполняющее публичные функции лицо обязаны оценить в совокупности все обстоятельства дела и принять решение, которое в наибольшей степени способствовало бы обеспечению защиты наследственных прав. Это решение может быть принято с учетом положений статьи 1115 ГК РФ, определяющих место открытия наследства на территории РФ и принципиально не исключающих оформление прав на наследственное имущество, находящееся на территории РФ, российским компетентным органом.
Федеральный законодатель вправе внести в действующее правовое регулирование наследственных отношений соответствующие изменения.
- <Информация> ФНС России от 26.03.2024 "Не позднее 1 апреля организациям необходимо представить годовую бухгалтерскую отчетность"
ФНС напоминает о необходимости представить годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 апреля 2024 года
Отчетность представляется только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форматы утверждены Приказом ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/570@.
От представления обязательного экземпляра отчетности освобождаются, в частности, организации бюджетной сферы, религиозные организации, организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством РФ. Организации, имеющие основания на ограничение доступа к своей бухгалтерской отчетности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2022 N 1624, не освобождаются от предоставления обязательного экземпляра отчетности. При наличии такого основания юрлицо должно представить заявление в налоговый орган по форме, в формате и порядке, утвержденном Приказом ФНС России от 14.10.2022 N ЕД-7-1/939@.
- Постановление Правительства РФ от 23.03.2024 N 371 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2023 г. N 2353"
Обновлены требования к формированию тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС
Уточнено, в частности, что в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в части расходов на оплату работ и услуг по содержанию имущества включаются расходы на техническое обслуживание и ремонт основных средств. Кроме того, увеличен лимит стоимости приобретаемых основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря) со 100 до 400 тыс. рублей за единицу.
Обновлены коэффициенты дифференциации к доле заработной платы в составе норматива финансовых затрат, применяемые в целях оплаты высокотехнологичной медицинской помощи.
Субъектам РФ рекомендовано до 1 мая 2024 г. внести изменения в территориальные программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год.
- Информация Минфина России от 25.03.2024 N ПЗ-3/2024 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета, включая бухгалтерскую (финансовую) отчетность"
Минфином приведены особенности применения упрощенной системы бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования экономического субъекта
Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять: субъекты малого предпринимательства; НКО; организации, получившие статус участников проекта "Сколково".
Организация имеет возможность самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять, принимая во внимание, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о ее финансовом положении и финансовом результате деятельности за отчетный период.
Приведена информация об учетной политике, применении счетов бухгалтерского учета, регистров учета, особенностях отражения в учете отдельных операций, а также о порядке формирования бухгалтерской отчетности.
- Письмо ФНС России от 25.03.2024 N БС-4-21/3309@ "Об указании кода по ОКТМО в уведомлениях об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов (при исчислении налога на имущество организаций, авансовых платежей по этому налогу)"
ФНС разъяснила, какие коды ОКТМО надо указывать в уведомлениях об исчисленных суммах налога (авансовых платежей) на имущество
В письме приведена информация:
об особенностях уплаты налога на имущество в бюджеты субъектов РФ с учетом места нахождения объектов недвижимого имущества;
о кодах ОКТМО, указываемых в уведомлении, в том числе в отношении имущества, находящегося во внутренних морских водах РФ, на континентальном шельфе и (или) за пределами РФ.
- Приказ Минздрава России от 19.02.2024 N 72н "О внесении изменений в Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 мая 2023 г. N 206н" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2024 N 77616)
Внесены изменения в Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием
В частности, некоторые позиции изложены в новой редакции, в ряд позиций включены дополнительные требования.
Настоящий приказ действует до 1 сентября 2025 года.
- <Информация> Минэкономразвития России "О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, указанные в пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2023 г. N 1538, а также отдельные виды минеральных удобрений"
Минэкономразвития информирует о ставках вывозных таможенных пошлин на удобрения на период с 1 по 30 апреля 2024 г. включительно
Ставки определяются по итогам мониторинга курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого Банком России.
- Приказ Минюста России от 21.03.2024 N 75 "Об утверждении формы соглашения об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и адвокатской палатой субъекта Российской Федерации, формы отчета адвоката об оказании бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи и срока его представления в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, формы сводного отчета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2024 N 77606)
Установлена форма соглашения об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ и адвокатской палатой субъекта РФ
Утверждены формы отчетов об оказании бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.
Реализованы положения федеральных законов от 25.12.2023 N 639-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 25.12.2023 N 661-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе".
Признан утратившим силу Приказ Минюста от 12.11.2012 N 206 "Об утверждении форм и сроков представления документов, связанных с участием адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".
- Приказ Минюста России от 21.03.2024 N 76 "Об утверждении формы соглашения о взаимодействии в сфере оказания бесплатной юридической помощи между государственным юридическим бюро и адвокатской палатой субъекта Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2024 N 77607)
Установлена форма соглашения о взаимодействии в сфере оказания бесплатной юридической помощи между государственным юридическим бюро и адвокатской палатой субъекта РФ
Реализован Федеральный закон от 25.12.2023 N 661-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе".
НПА | Финансовые консультации | Формы и образцы заполнения | Судебная практика | Готовые решения и другие документы можно получить бесплатно в системе КонсультантПлюс - Приказ Минюста России от 21.03.2024 N 74 "О внесении изменений в Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 23 марта 2023 г. N 43 "Об утверждении формы отчета (мониторинга) деятельности по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения, порядка заполнения и сроков ее представления" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2024 N 77605)
Актуализирована форма отчета (мониторинга) деятельности по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи и правовому просвещению населения
Форма изложена в новой редакции, а также уточнен порядок ее заполнения и представления.
Реализован Федеральный закон от 25.12.2023 N 639-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
- Приказ Минсельхоза России от 15.03.2024 N 145 "Об утверждении Порядка определения направлений целевого использования льготных кредитов, выдаваемых заемщикам, заключившим соглашение о повышении конкурентоспособности" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2024 N 77612)
Утвержден порядок определения направлений целевого использования льготных кредитов, выдаваемых заемщикам, заключившим соглашение о повышении конкурентоспособности
Речь идет о льготных кредитах, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717.
Направления целевого использования льготных кредитов определяются в зависимости от вида заемщика, даты заключения кредитного договора (соглашения), срока использования льготного кредита, а также размера субсидии, предоставляемой уполномоченному банку по льготному кредиту, и установленных особенностей.
- Приказ Минцифры России от 27.12.2023 N 1153 "О внесении изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) в области связи, утвержденный Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 6 июня 2023 г. N 509" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2024 N 77619)
Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области связи
В указанный перечень включен следующий индикатор: доля отказов в перенесении абонентских номеров со стороны оператора связи по причине несоответствия данных абонента данным, указанным в договоре об оказании услуг связи, за один календарный месяц составляет более чем 5% от общего количества абонентских номеров, по которым поступили заявки к этому оператору связи на перенесение абонентских номеров за тот же месяц.
- Обзор: "Работодателям на заметку: полезные ответы онлайн-инспекции за февраль 2024 года"
- Обзор: "Бухгалтерскую отчетность за 2025 год надо составлять по стандарту"
- Обзор: "Табачное регулирование: изменения в административной ответственности с 1 апреля 2024 года"
- <Письмо> ФНС России от 20.03.2024 N БС-4-11/3143@ <По вопросу передачи сведений об исчисленных и уплаченных страховых взносах в фиксированном размере, соответствующих периоду деятельности плательщиков, снятых с учета по причине смерти в целях обеспечения пенсионных прав застрахованных лиц, в том числе при назначении/перерасчете пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении> (вместе с <Письмом> ФНС России от 20.02.2024 N БС-4-11/1881@)
Направлены разъяснения по вопросу передачи сведений об уплаченных страховых взносах в фиксированном размере в отношении умерших плательщиков в целях назначения/перерасчета пенсии по случаю потери кормильца
В частности, указано, что передача данных сведений не представляется возможной с учетом следующего:
обязанность умершего ИП по сдаче отчетности полностью прекращается на дату его смерти и не переходит к наследникам. При этом налоговый орган по своей инициативе не может исчислить налоговую обязанность ИП после его смерти;
суммы, зачтенные в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате страховых взносов, по своей сущности являются суммами переплаты. В случае смерти ИП до наступления срока платежа страховых взносов такие зарезервированные суммы должны быть возвращены наследникам в составе наследуемого имущества.
- Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 854"
По 31 мая 2026 года предлагается продлить эксперимент по маркировке федеральными специальными марками ввозимой в РФ алкогольной продукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного склада
Проектом также устанавливаются требования к таможенному складу, складу временного хранения для участия в эксперименте. Предусматривается, что территория и помещения таможенного склада, склада временного хранения должны быть оборудованы круглосуточной системой видеонаблюдения, обеспечивающей возможность ведения наблюдения в режиме реального времени и позволяющей хранить данные не менее тридцати календарных дней, с предоставлением доступа к ней таможенным органам, осуществляющим контроль за деятельностью таможенного склада, а также электронной пропускной системой с возможностью идентификации и сличения лиц, которые вправе перемещаться через границы зон таможенного контроля и в их пределах. Площадь помещения таможенного склада для осуществления маркировки алкогольной продукции в рамках проведения эксперимента должна составлять не менее 100 кв.м.
Предлагается на владельцев таможенных складов возложить обязанность ведения автоматизированной информационной системы учета товаров с предоставлением доступа к этой системе таможенным органам и Росалкогольтабакконтролю.
Кроме того, уточняются порядок таможенного оформления алкогольной продукции, ввезенной в РФ для целей эксперимента, в случае если количество и вид алкогольной продукции, заявленной к ввозу в Российскую Федерацию, указанные в предварительной декларации на товары, не соответствует фактически прибывшему количеству и виду алкогольной продукции, порядок обращения с алкогольной продукцией, которая не была промаркирована на момент утраты участником эксперимента такого статуса, а также порядок повторного включения в эксперимент.
Перейти к списку новых документов федерального законодательства, включенных в систему КонсультантПлюс (26.03.2024)
Читать новости на сайте КонсультантПлюс