- Постановление Конституционного Суда РФ от 02.04.2024 N 14-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 1.7, части 5 статьи 4.4, части 1 статьи 15.25, пункта 2 статьи 31.7, статьи 31.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Воплощение" и общества с ограниченной ответственностью "СИБТЕК"
КС РФ: вынесенные по результатам одного контрольного (надзорного) мероприятия постановления о назначении административного наказания должны учитываться как одно с наказанием в размере, определяемом путем суммирования штрафов, назначенных такими постановлениями
Часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ (введена Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ) снизила штрафную нагрузку для тех лиц, которым административное наказание в виде штрафа назначается в фиксированном размере, а также для тех лиц, в отношении которых наказание – хотя и назначается в размере, кратном стоимости предмета административного правонарушения или иной денежной величине, – ограничено максимальным фиксированным размером. В указанных случаях за совершение любого количества административных правонарушений, предусмотренных одной статьей (частью статьи) КоАП РФ, в течение периода, охватываемого одним мероприятием по контролю (надзору), лицу может быть назначено одно административное наказание по совокупности всех правонарушений, но в пределах санкции соответствующей статьи.
Положения части 2 статьи 1.7, части 5 статьи 4.4 и части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в их нормативном единстве предполагают, что части 5 статьи 4.4 КоАП РФ должна придаваться обратная сила не только в случае вынесения нескольких постановлений о назначении штрафов в твердом размере (либо в кратном размере, но с ограничением максимального размера), но и в случае, когда штраф определяется в размере, кратном сумме всех незаконных валютных операций, выявленных по итогам одного контрольного мероприятия, без ограничения максимального размера. В последнем случае также должен учитываться положительный эффект нового регулирования, исключающего неоднократность привлечения к юридической ответственности.
Однако правоприменительная практика исходит из того, что таким правовым регулированием уменьшается наказание и потому улучшается правовое положение только в отношении тех лиц, которым штраф назначается в твердом денежном выражении (либо в кратном размере, но с ограничением максимального размера). Поскольку размер итогового административного штрафа для юридических лиц по-прежнему определяется пропорционально сумме всех незаконных валютных операций и, следовательно, не подлежит уменьшению, внесение дополнений в статью 4.4 КоАП РФ не свидетельствует об улучшении правового положения данной категории лиц. Такой подход ограничивает возможность придания обратной силы закону, улучшающему положение привлеченного к ответственности лица, поскольку игнорирует факт назначения вместо двух и более наказаний за соответствующее число правонарушений только одного. Подобное истолкование оспариваемых законоположений нарушает конституционные принципы справедливости, юридического равенства и конституционной законности и обусловленные ими параметры действия закона во времени и по кругу лиц.
Конституционным Судом часть 2 статьи 1.7, часть 5 статьи 4.4 и часть 1 статьи 15.25 КоАП РФ в их взаимосвязи признаны не противоречащими Конституции РФ. По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что постановления о назначении административного наказания юридическому лицу за административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ и выявленные в рамках одного контрольного (надзорного) мероприятия, когда такие постановления вынесены до вступления в силу части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, но не исполнены (все или отдельные из них), – в правоотношениях, в которых число таких постановлений имеет значение для реализации прав и исполнения обязанностей юридического лица, – должны по решению соответствующих правоприменительных органов рассматриваться (учитываться) в качестве одного постановления о назначении административного наказания в размере, определяемом путем суммирования штрафов, назначенных такими постановлениями.
При этом отмена ранее вынесенных постановлений о назначении административного наказания и принятие постановления, объединяющего все совершенные правонарушения, не требуются. Это не препятствует обжалованию заинтересованным лицом одновременно (в рамках одного производства) всех этих постановлений.
- Распоряжение Правительства РФ от 29.03.2024 N 744-р <Об утверждении перечня товаров, работ, услуг в сфере космической деятельности, сведения о закупках которых не подлежат размещению на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет">
Установлен перечень товаров, работ, услуг, информация о закупке которых не подлежит размещению на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок
Перечень включает в том числе: газы (ксенон, азот, кислород); компьютеры, их части и принадлежности; батареи и аккумуляторы; аппараты космические (в том числе спутники); услуги по проектированию и разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения; услуги по страхованию грузов; средства связи, выполняющие функцию цифровых транспортных систем, и др.
- <Информация> Минпромторга России "Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов рублей (2024 год)"
Опубликован перечень легковых автомобилей стоимостью свыше 10 млн рублей для налогового периода 2024 года
В отношении легковых автомобилей, включенных в данный перечень, транспортный налог подлежит исчислению с применением повышающего коэффициента к ставке налога.
- Приказ ФНС России от 01.03.2024 N ЕД-7-8/167@ "Об утверждении формы договора залога имущества для целей обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2024 N 77724)
Утверждена форма для заключения договора залога имущества в целях обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов
Форма договора применяется: при обращении заинтересованного лица с заявлением о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита; при принятии налоговым органом решения о замене ареста имущества или решения о замене обеспечительных мер.
- Приказ ФНС России от 20.03.2024 N ЕД-7-15/217@ "Об утверждении форм и форматов представления в налоговый орган в электронной форме заявлений, предусмотренных статьями 74.1, 176.1, 203.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядков их заполнения и представления" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2024 N 77722)
Утверждены формы (форматы) представления в налоговый орган заявлений, предусмотренных статьями 74.1, 176.1, 203.1 НК РФ
Приказ содержит: форму заявления об уведомлении налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов, налогового агента) об освобождении гаранта от обязательств по банковской гарантии; форму заявления о применении заявительного порядка возмещения НДС (о возмещении акциза); форму заявления о замене банковской гарантии на новую или договора поручительства на новый договор; порядки заполнения и представления указанных заявлений.
- Приказ Минтруда России от 29.02.2024 N 80н "Об утверждении перечня жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2024 N 77712)
Утвержден обновленный перечень жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер соцподдержки и социальных услуг
Перечень дополнен новыми позициями:
"Потеря работы" - вступит в силу с 31 декабря 2025 года;
"Достижение ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, возраста восемнадцати лет" - вступит в силу с 31 декабря 2026 года.
Срок вступления в силу позиции "Достижение предпенсионного возраста" перенесен на 31 декабря 2025 года.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления в силу. Признается утратившим силу Приказ Минтруда от 29 ноября 2022 г. N 759н.
- Приказ Минцифры России от 29.02.2024 N 147 "Об утверждении Требований к эксплуатации сетей связи и управлению сетями связи в части использования операторами связи услуг сторонних организаций" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2024 N 77707)
С 1 сентября 2024 года обновляются требования к эксплуатации сетей связи и управлению сетями связи в части использования операторами связи услуг сторонних организаций
Требования направлены на регулирование деятельности операторов связи в части использования услуг сторонних организаций по изменению маршрутизации трафика на сети связи, контролю и поддержанию показателей функционирования сетей связи в соответствии с технической документацией на используемые средства связи, технической поддержке и сервисному обслуживанию средств связи, сбору и анализу статистических данных, ликвидации аварийных ситуаций на сетях связи и управлению сетями связи, составляющими сеть связи общего пользования.
Признается утратившим силу аналогичный Приказ Минцифры России от 4 апреля 2016 г. N 135.
Настоящий приказ действует в течение шести лет с даты его вступления в силу.
- Постановление Правительства РФ от 01.04.2024 N 406 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 372"
Дополнен перечень технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС
В указанный перечень включена позиция, классифицируемая кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8441 80 000 0 "Автоматическая конвертинговая линия для изготовления туалетной бумаги и бумажных полотенец, модель "Futura Arrakis 5"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного дня после дня его официального опубликования.
- Постановление Правительства РФ от 29.03.2024 N 394 "О мерах по реализации подпункта 7.1.66 пункта 7 решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза" в отношении отдельных видов томатов свежих или охлажденных"
Установлены правила распределения объема отдельных видов томатов свежих или охлажденных, в отношении которых предоставляется тарифная льгота в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины
Минсельхоз будет осуществлять выдачу подтверждения об отнесении ввозимых товаров к товарам, указанным в подпункте 7.1.66 пункта 7 решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза", в отношении томатов свежих или охлажденных (коды 0702 00 000 1, 0702 00 000 2, 0702 00 000 3 и 0702 00 000 4 ТН ВЭД ЕАЭС), за исключением томатов ребристой, продолговатой (удлиненной) и вишневидной (включая коктейльные сорта томатов) формы, среднеплодных и крупноплодных.
НПА | Финансовые консультации | Формы и образцы заполнения | Судебная практика | Готовые решения и другие документы можно получить бесплатно в системе КонсультантПлюс - Приказ Минздрава России от 27.03.2024 N 143н "Об утверждении классификации природных лечебных ресурсов, указанных в пункте 2 статьи 2.1 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", их характеристик и перечня медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с применением таких природных лечебных ресурсов" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.04.2024 N 77708)
Минздравом утверждена классификация природных лечебных ресурсов, указанных в пункте 2 статьи 2.1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"
Также документом установлен перечень медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с применением указанных природных лечебных ресурсов.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 года. Ряд актов Минздрава признается утратившим силу, в том числе: Приказ от 28 сентября 2020 г. N 1029н "Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения"; Приказ от 31 мая 2021 г. N 557н "Об утверждении классификации природных лечебных ресурсов, медицинских показаний и противопоказаний к их применению в лечебно-профилактических целях".
- Приказ Минстроя России от 18.12.2023 N 939/пр "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору, утвержденный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 979/пр" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2024 N 77705)
Дополнен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору
В частности, включен новый индикатор - непоступление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного строительного надзора, извещения о начале работ в отношении указанных в части 8 статьи 54 Градостроительного кодекса объектов капитального строительства по истечении 120 календарных дней со дня размещения в Едином государственном реестре заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства в соответствии с частью 1 статьи 50.1 Градостроительного кодекса сведений о положительном заключении экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
- Обзор: "Подборка интересных судебных споров за I квартал 2024 года для бухгалтера бюджетной организации"
- "Перечень поручений по итогам встречи с участниками форума "Все для Победы!" (утв. Президентом РФ 30.03.2024)
Президент РФ поручил рассмотреть вопрос об определении условий программы льготного ипотечного кредитования для работников организаций оборонно-промышленного комплекса, расположенных на территориях, испытывающих дефицит трудовых ресурсов
Также в перечне поручений:
обеспечить распространение на водителей скорой медицинской помощи социальной выплаты, осуществляемой медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам, получившим ранения в ходе СВО;
оказать содействие в развитии производства систем обнаружения и подавления беспилотных летательных аппаратов с учетом необходимости повышения доли отечественной электронной компонентной базы в этих системах;
принять меры, направленные на расширение ассортимента и развитие технологий производства текстильных изделий специального назначения, материалов для их производства, в том числе негорючих тканей, пряжи, нетканых материалов на основе арамидного волокна;
рассмотреть вопрос о наращивании производства рыболовных сетей (делей).
- <Письмо> ФНС России от 27.03.2024 N ЕА-4-15/3458@ <О направлении форм заявлений, порядка их заполнения и форматов представления заявлений, предусмотренных статьями 74.1, 176.1, 203.1 Налогового кодекса>
ФНС информирует о направлении обновленных рекомендуемых форм заявлений, предусмотренных статьями 74.1, 176.1, 203.1 НК РФ
Сообщается, что до момента регистрации в Минюсте России соответствующего приказа ФНС России подлежат применению рекомендуемые формы указанных документов, форматы их направления в электронной форме, порядки их заполнения, форматы представления заявлений и XSD-схемы взамен ранее направленных письмом от 07.03.2024 исх. N ЕА-4-15/2652@.
- Письмо ФНС России от 27.03.2024 N ЕА-4-15/3459@ "Направление рекомендуемых форм документов налоговых органов (решений, уведомлений) в связи с вступлением с 01.04.2024 норм 389-ФЗ от 31.07.2023, форм, предусмотренных статьями 74.1, 176.1, 203.1 НК РФ"
ФНС направляет для использования в работе налоговых органов рекомендуемые формы решений, уведомлений в связи с вступлением в силу с 1 апреля 2024 года Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ
Рекомендуемые формы приведены в приложении к настоящему письму и подлежат размещению на сайте ФНС России.
- <Информация> ФНС России от 01.04.2024 "ФНС России запустила новый сервис для получения учредительных документов"
На сайте ФНС заработал в тестовом режиме сервис "Предоставление копий учредительных документов"
Теперь копии учредительных документов юридических лиц и внесенных в них изменений можно получить без посещения налоговых органов, на сайте ФНС.
Использование сервиса позволит снизить временные и финансовые издержки бизнеса.
- Приказ ФНС России от 29.02.2024 N ЕД-7-3/164@ "Об утверждении перечня контрольных соотношений показателей налоговых деклараций (расчетов), предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 5 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2024 N 77704)
Утвержден перечень контрольных соотношений показателей ко всем формам налоговых деклараций (расчетов)
Речь идет о декларациях (расчетах), предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 5 статьи 11.3 НК РФ, на основании которых формируется совокупная обязанность плательщиков и учитывается на едином налоговом счете.
Если будут выявлены несоответствия показателей налоговой отчетности установленным контрольным соотношениям, соответствующие декларации (расчеты) будут учтены в совокупной обязанности в сроки, предусмотренные подпунктом 1 пункта 5 статьи 11.3 НК РФ.
Перейти к списку новых документов федерального законодательства, включенных в систему КонсультантПлюс (02.04.2024)
Читать новости на сайте КонсультантПлюс