ВС РФ о проверке качества товара: продавцу нужно сделать все, чтобы снизить расходы потребителя
После приобретения телефона покупатель выявил в нем недостатки и направил продавцу претензию в том числе о возврате денег. Тот предложил передать товар в иногородний офис для проверки качества. Гражданин попросил провести ее в городе покупки, но продавец отказался. По мнению апелляции, потребитель уклонился от процедуры. Кассация ее поддержала.
ВС РФ отметил: продавец при реализации своих прав (на проверку качества и пр.) должен сделать все, чтобы снизить ущерб от продажи товара с дефектами. Это касается также изготовителя, импортера, уполномоченных ИП и юрлиц.
Апелляция не проверила, есть ли в договоре обязанность потребителя передать телефон для осмотра в другой город. Если нет, нужно применить правила ГК РФ о месте исполнения обязательства.
Также апелляция не учла, что договор заключили, а товар изначально передали и оплатили в городе, где живет потребитель и есть подразделения продавца.
Верховный суд направил дело на новое рассмотрение.
Документ: Определение ВС РФ от 25.06.2024 N 49-КГ24-6-К6
НПА | Финансовые консультации | Формы и образцы заполнения | Судебная практика | Готовые решения и другие документы можно получить бесплатно в системе КонсультантПлюс
|
|
Новшества о потребительской рассрочке внесены в Госдуму
С 1 декабря 2025 года планируют перечислить обязательные условия договора, по которому гражданин оплачивает товар, работу или услугу в рассрочку либо через определенное время. Среди прочего в документе потребуется указывать (с. 5, 6 и 8 проекта N 689396-8):
- количество, размер и периодичность платежей;
- способы их внесения;
- ответственность потребителя за нарушение договора, размер и порядок расчета неустойки;
- сведения о том, может ли продавец или исполнитель уступить права и требования.
Также хотят запретить продавцам и исполнителям устанавливать для потребителей (с. 7 проекта N 689396-8):
- оплату товаров, работ или услуг в рассрочку либо через определенное время за счет третьих лиц. Исключение - ситуации, когда покупатель берет потребкредит (заем) либо использует сервис рассрочки;
- разные цены на товары, работы или услуги одного вида в зависимости, например, от оплаты в рассрочку.
Предоставлять сервис рассрочки смогут только его операторы. Это компании, которые войдут в реестр ЦБ РФ, если выполнят ряд требований. По договору оператор исполнит поручение гражданина оплатить объект рассрочки российскому юрлицу или ИП. Потребитель возместит издержки оператора, равные цене покупки. Взимать с гражданина вознаграждение за предоставление сервиса нельзя (с. 2, 5 и 50 проекта N 689381-8).
Установят максимальный срок погашения рассрочки (с. 45 проекта N 689381-8):
- с 1 декабря 2025 года - 6 месяцев с момента заключения договора между оператором и потребителем;
- с 1 декабря 2027 года - 4 месяца с того же момента.
Предлагают ввести и другие нормы.
Сейчас в Законе о защите прав потребителей нет правил о рассрочке. Установлено лишь то, что нужно раскрывать гражданину, в частности, условия приобретения товаров, работ или услуг даже при постоплате. Деятельность тех, кто оказывает посреднические услуги по рассрочке платежей без заключения договоров потребкредита (займа), не урегулирована.
Документы: Проект Федерального закона N 689396-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/689396-8)
Проект Федерального закона N 689381-8 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/689381-8)
Больше новостей для юриста на сайте