- Федеральный закон от 21.12.2021 N 413-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"
На период 2022 - 2024 годов сохранены действующие тарифы и порядок уплаты страховых взносов на травматизм и профзаболевания
Согласно закону в указанный период страховые взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний уплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (всего предусмотрено 32 страховых тарифа в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска).
Кроме того, в целях стимулирования включения инвалидов в трудовой процесс сохраняются действующие льготные тарифы (в размере 60% от установленного размера) для индивидуальных предпринимателей в отношении выплат сотрудникам, являющимся инвалидами I, II и III групп.
- <Письмо> ФНС России от 03.12.2021 N ЕА-4-15/16911@ "О направлении Рекомендаций по осуществлению налогового контроля с использованием национальной системы прослеживаемости товара"
ФНС подготовлены рекомендации по осуществлению налогового контроля с использованием НСПТ
НСПТ работает по принципу присвоения каждой ввезенной партии товаров, подлежащих прослеживаемости, регистрационного номера партии товара (РНПТ), который впоследствии отражается в выставленных электронных счетах-фактурах, универсальных передаточных документах (УПД).
Основными задачами использования НСПТ в рамках проведения мероприятий налогового контроля являются:
- выявление рисков, расхождений, противоречий, несоответствий по операциям реализации товаров, подлежащих прослеживаемости;
- информирование участников оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, о выявленных несоответствиях, противоречиях, расхождениях с целью их анализа и устранения;
- осуществление взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
- Федеральный закон от 21.12.2021 N 410-ФЗ "Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2022 год"
Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии на 2022 год составляет 264 месяца
Данный показатель применяется для расчета размера накопительной пенсии.
Продолжительность такого периода определяется ежегодно на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии в соответствии с методикой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 02.06.2015 N 531.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.
- Федеральный закон от 21.12.2021 N 416-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О патентных поверенных"
Уточнен правовой статус патентного поверенного
Определено, что статус патентного поверенного присваивается лицам, подтвердившим наличие необходимой квалификации и опыта работы в указанной сфере деятельности в соответствии со специализацией.
Патентный поверенный, принявший решение осуществлять свою деятельность самостоятельно, по своему выбору вправе осуществлять ее без государственной регистрации или с регистрацией в качестве ИП.
Закон также дополнен положениями о защите тайны патентного поверенного, которыми установлено, что любые сведения о деятельности доверителя и правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, полученные патентным поверенным или работодателем патентного поверенного от доверителя, являются тайной патентного поверенного. Такие сведения не могут быть истребованы у патентного поверенного, работодателя патентного поверенного, переданы или разглашены ими третьим лицам.
Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования за исключением положения, для которого предусмотрен иной срок вступления его в силу.
- Федеральный закон от 21.12.2021 N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Установлена возможность принятия решений по ряду вопросов исполнительного производства в автоматическом режиме - без участия должностных лиц службы судебных приставов
Речь идет, в частности, о решениях по вопросам возбуждения исполнительного производства, отказа в его возбуждении, окончания, приостановления и прекращения исполнительного производства, взыскания исполнительского сбора, установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов, обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также заработную плату и иные доходы должника. Такие решения принимаются в форме постановлений ФССП России, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Кроме этого, законом предусмотрено обязательное указание в заявлении о вынесении судебного приказа, судебном приказе, исковом заявлении и исполнительном документе одного из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства) ответчика (должника).
Если гражданину-взыскателю неизвестны дата и место рождения и один из идентификаторов ответчика (должника), об этом указывается в заявлении о вынесении судебного приказа, исковом заявлении и такая информация истребуется судом.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
- Федеральный закон от 21.12.2021 N 418-ФЗ "О внесении изменения в статью 52.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Расширен перечень юридических лиц, в безвозмездное пользование которых могут быть предоставлены объекты культурного наследия
Установлено, что объект культурного наследия, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и находящийся в государственной собственности, может предоставляться в безвозмездное пользование на основании соответствующего договора в том числе государственным учреждениям, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, обеспечивающему деятельность Президента РФ и Правительства РФ.
- Федеральный закон от 21.12.2021 N 419-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Усилена административная ответственность за нарушение требований экологической безопасности при проведении работ в сфере недропользования
В частности, представление на согласование плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, содержащего заведомо недостоверные сведения (информацию), либо неисполнение обязанности утвердить указанный план, иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на ИП - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на юрлиц - от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.
Установлена ответственность за повторное совершение правонарушений.
- Федеральный закон от 21.12.2021 N 420-ФЗ "О внесении изменения в статью 65 Водного кодекса Российской Федерации"
Терминология Водного кодекса РФ в части определения ширины прибрежной защитной полосы водоема приведена в соответствие с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов
Изменениями, внесенными в часть 13 статьи 65 Водного кодекса РФ, определено, что ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, являющихся средой обитания, местами воспроизводства, нереста, нагула, миграционными путями особо ценных водных биологических ресурсов (при наличии одного из показателей) и (или) используемых для добычи (вылова), сохранения таких видов водных биологических ресурсов и среды их обитания, устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона берега.
- Федеральный закон от 21.12.2021 N 421-ФЗ "О внесении изменения в статью 28 Федерального закона "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Установлен порядок хранения радиоактивных отходов, образовавшихся при осуществлении видов деятельности по переработке минерального сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов
Размещение твердых очень низкоактивных радиоактивных отходов, твердых низкоактивных радиоактивных отходов, образовавшихся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по переработке минерального сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов на созданных после дня вступления в силу настоящего федерального закона промышленных объектах, осуществляется в пунктах хранения радиоактивных отходов, образовавшихся при добыче и переработке урановых руд, на основании решения Правительства РФ.
- Федеральный закон от 21.12.2021 N 422-ФЗ "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
В перечень профсоюзов силовых органов, в отношении которых особенности применения закона о профсоюзах определяются соответствующими федеральными законами, включены профсоюзы, объединяющие сотрудников уголовно-исполнительной системы и сотрудников органов принудительного исполнения
Внесенными изменениями установлено, что особенности применения положений Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" определяются соответствующими федеральными законами в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов, Следственного комитета, сотрудников войск Росгвардии, судей и прокуроров, а также сотрудников уголовно-исполнительной системы и сотрудников органов принудительного исполнения.
- Федеральный закон от 21.12.2021 N 425-ФЗ "О внесении изменения в статью 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Установлена административная ответственность недобросовестных потребителей газа за необеспечение доступа представителей поставщика газа или газораспределительной организации к своему газоиспользующему оборудованию либо иное воспрепятствование ограничению подачи газа
Неосуществление потребителем газа действий по полному или частичному ограничению отбора газа в случаях, предусмотренных законодательством о газоснабжении, либо воспрепятствование осуществлению поставщиком и (или) газораспределительной организацией мероприятий по полному или частичному ограничению подачи (поставки) газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
- Федеральный закон от 21.12.2021 N 427-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
С 1 февраля 2022 года вводится административная ответственность за неисполнение требований к оснащению стационарных источников выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля
Указанное правонарушение повлечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В случае оснащения стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля с нарушением требований к автоматическим средствам измерения и учета показателей таких выбросов и (или) сбросов либо требований к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на должностных лиц будет налагаться административный штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
При повторном совершении указанного правонарушения должностные лица будут оштрафованы на сумму от двадцати до тридцати тысяч рублей или дисквалифицированы на срок от шести месяцев до одного года. Для юридических лиц размер штрафа составит от ста тысяч до двухсот тысяч рублей, при этом предусматривается, что лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, будет нести административную ответственность как юридическое лицо.
- Федеральный закон от 21.12.2021 N 428-ФЗ "О внесении изменения в статью 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Уточнен повод к возбуждению дела об административном правонарушении в сфере государственного оборонного заказа
Предусмотрено, что поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.29.2 КоАП РФ (отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика), занимающего в соответствии с законодательством РФ в сфере государственного оборонного заказа доминирующее положение, от заключения договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, если заключение такого договора является обязательным для указанного лица), является невыполнение в установленный срок требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
- Федеральный закон от 21.12.2021 N 429-ФЗ "О внесении изменений в статью 33.3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статью 6.1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения"
До конца 2024 года продлевается мораторий на формирование накопительной пенсии
Еще на один год продлено действие порядка, в соответствии с которым суммы страховых взносов в полном объеме направляются на финансирование страховых пенсий без формирования пенсионных накоплений.
Закон вступает в силу с 1 января 2022 года.
- Федеральный закон от 21.12.2021 N 430-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации"
В ГК РФ включены главы о недвижимости и правах на здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения и машино-места
Законом конкретизированы положения о возникновении права собственности на здание, сооружение, объект незавершенного строительства, помещение, машино-место при их создании, а также закреплен порядок пользования собственником здания или сооружения чужим земельным участком.
Определено, что здания и сооружения создаются только в результате строительства, но также могут быть образованы в результате раздела здания, сооружения, единого недвижимого комплекса или в результате их объединения.
Кроме того, для жилых и нежилых помещений установлен единый правовой режим и определено, что помещения, предназначенные для обслуживания иных помещений в здании или сооружении, являются общим имуществом и не участвуют в обороте как самостоятельные недвижимые вещи. Исключением является случай передачи таких помещений, пригодных для самостоятельного использования, в пользование третьим лицам по решению, принятому двумя третями голосов собственников помещений, машино-мест в здании или сооружении.
Также законом уточнены положения, касающиеся общего имущества в многоквартирном доме.
Закон вступает в силу с 1 марта 2023 года, за исключением отдельного положения, которое вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Федеральный закон от 21.12.2021 N 431-ФЗ "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
С 1 января 2022 г. увеличивается общий месячный фонд оплаты труда помощников депутатов Госдумы и сенаторов РФ
Согласно внесенным изменениям общий месячный фонд оплаты труда помощников сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы устанавливается в размере 387 тысяч рублей.
- Федеральный закон от 21.12.2021 N 432-ФЗ "О внесении изменения в статью 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Определены дополнительные категории осужденных, которым одежда, питание, КБУ и индивидуальные средства гигиены предоставляются бесплатно
В соответствии с законом бесплатное питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены предоставляются также:
осужденным, относящимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающим общее, среднее, профессиональное образование за счет средств бюджетов, а также получающим высшее образование по заочной форме обучения;
осужденным, относящимся к категории лиц, потерявших в период обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих обоих родителей или единственного родителя.
- <Письмо> ФНС России от 16.12.2021 N БВ-4-7/17685@ (вместе с "Обзором правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2021 года по вопросам налогообложения")
Представлен обзор правовых позиций КС РФ и ВС РФ по вопросам налогообложения за III квартал 2021 года
В обзоре приведены наиболее важные судебные решения, содержащие, в частности, следующие выводы:
не допускается привлечение валютного резидента РФ к административной ответственности за действия (бездействие), которые при обычных условиях могут быть признаны незаконной валютной операцией, когда их необходимость вызвана реальным риском в связи с тем, что иностранное государство применило ограничительные меры против России;
указывая о проявлении истцом неосторожности при выборе контрагента, суды, отказывая в иске о взыскании сумм НДС с подрядчика в качестве убытков, не учли, что в силу пункта 1 статьи 404 ГК РФ это могло служить лишь основанием для уменьшения судом размера ответственности должника, но не для полного отказа в удовлетворении требования о возмещении убытков. В удовлетворении требования о возмещении убытков может быть отказано, если при рассмотрении дела установлено, что обе стороны договора выступали участниками по сути одного правонарушения.
- Постановление Правительства РФ от 20.12.2021 N 2361 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2020 г. N 1802"
По 30 декабря 2022 г. продлевается действие эксперимента по внедрению на базе портала госуслуг платформы обратной связи с гражданами
Также определено, что участниками эксперимента являются Минцифры России и иные федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации - на основании совместных ведомственных актов (соглашений о взаимодействии).
Иные организации могут привлекаться к участию в эксперименте по согласованию с ними и решению президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.2021 N 53-П "По делу о проверке конституционности статей 416 и 417 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Ф.Б. Исхакова"
Конституционным Судом РФ определены случаи, при которых суды вправе пересматривать приговоры ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств вопреки позиции прокурора
Предметом рассмотрения явились положения статей 416 и 417 УПК РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они позволяют суду, признав незаконным постановление прокурора о прекращении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, оставить без разрешения вопрос о возобновлении производства по уголовному делу ввиду этих обстоятельств.
Указанные нормы не противоречат Конституции РФ, поскольку они позволяют суду при признании незаконным или необоснованным такого постановления прокурора принять решение об отмене судебных актов и о передаче уголовного дела на новое судебное разбирательство либо принять решение о прекращении уголовного дела в следующих исключительных случаях:
если инициируемый пересмотр уголовного дела направлен на улучшение правового положения осужденного;
если суд ранее по жалобе осужденного уже признавал незаконность или необоснованность указанного постановления прокурора или неправомерность его бездействия по подготовке соответствующего заключения;
если материалы проведенной проверки или расследования, в том числе истребованные судом, содержат достаточные сведения, свидетельствующие о наличии обстоятельств, повлекших за собой постановление судебного акта, содержащего фундаментальную судебную ошибку, притом что по объективным причинам невозможны акты суда или следствия (дознания), оформляющие наличие вновь открывшихся обстоятельств.
Применение оспариваемых норм должно быть скорректировано в рамках их конституционно-правового истолкования, для того чтобы не исключался пересмотр уголовного дела с отменой вступившего в законную силу приговора ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в экстраординарном порядке, который позволял бы суду при совпадении определенных условий по рассмотрении жалобы на постановление прокурора о прекращении производства по этим обстоятельствам принять решение об отмене судебных актов с передачей уголовного дела для производства нового судебного разбирательства либо с прекращением уголовного дела.
- <Письмо> Банка России от 16.12.2021 N 46-4-4/1848 "По вопросу применения доверенности в электронной форме в машиночитаемом виде"
Банк России рекомендует участникам информационного обмена до 31.12.2021 получить в аккредитованном удостоверяющем центре новые квалифицированные сертификаты УКЭП для использования при взаимодействии с Банком России
Даны разъяснения по вопросу применения участниками информационного обмена доверенности в электронной форме в машиночитаемом виде при представлении с 01.01.2022 в Банк России электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - УКЭП) лица, являющегося представителем по доверенности.
Сообщается, в частности, что в случае подписания электронного документа УКЭП физического лица, квалифицированный сертификат которой выдан в соответствии с требованиями статьи 17.2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" с указанием в качестве владельца физического лица, являющегося представителем по доверенности, требование по представлению доверенности в электронной форме в машиночитаемом виде является обязательным.
В случае подписания электронного документа УКЭП участника информационного обмена, квалифицированный сертификат которой выдан до 31.12.2021 удостоверяющим центром, получившим аккредитацию в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона N 63-ФЗ после 1 июля 2020 года, с указанием в качестве владельца физического лица, являющегося представителем по доверенности, представление доверенности в электронной форме в машиночитаемом виде не требуется. В данном случае в состав электронного документа необходимо включить файл, содержащий электронную копию документа, наделяющего указанное лицо полномочиями на право подписания электронного документа УКЭП.
На основании вышеизложенного участникам информационного обмена рекомендуется до 31.12.2021 получить в аккредитованном удостоверяющем центре новые квалифицированные сертификаты УКЭП для использования при взаимодействии с Банком России до конца срока их действия без представления доверенности в электронной форме в машиночитаемом виде.
- Проект Приказа Минздрава России "О внесении изменения в Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19"
До 1 января 2023 г. предлагается продлить временный порядок организации работы медицинских учреждений в целях борьбы с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19
Временным порядком утверждены в числе прочего алгоритмы действий медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных и стационарных условиях, основные принципы организации медицинской помощи пациентам, минимальные требования к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19, порядок госпитализации в медицинские организации пациентов с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции COVID-19, временные штатные нормативы структурных подразделений медицинской организации и прочее.
- Приказ ФТС России от 06.12.2021 N 1063 "Об утверждении Порядка и условий осуществления специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских организаций, находящихся в ведении ФТС России, а также работникам таможенных органов Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским работникам медицинских организаций, находящихся в ведении ФТС России, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2021 N 66441)
Установлен порядок и условия осуществления специальной социальной выплаты за участие в борьбе с COVID-19 работникам системы таможенных органов
Выплата начисляется за одну нормативную смену, определяемую как одна пятая продолжительности рабочего времени в неделю.
Учет нормативных смен и работников, имеющих право на получение выплаты, осуществляется согласно табелям учета рабочего времени или отработанного рабочего времени за дни работы, в которые работник привлекался к оказанию медицинской помощи, контактировал с пациентами при выполнении должностных обязанностей, привлекался к санитарно-эпидемическим (профилактическим) мероприятиям и мероприятиям по их обеспечению.
- Приказ Росреестра от 04.08.2021 N П/0336 "Об утверждении Методических указаний о государственной кадастровой оценке" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66421)
Обновлены Методические указания о государственной кадастровой оценке
Методические указания учитывают требования федеральных законов от 27.12.2019 N 505-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах", от 31.07.2020 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, функции и полномочия по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки переданы от Минэкономразвития России Росреестру.
Приказ вступает в силу с даты признания утратившим силу аналогичного Приказа Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226.
- Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 775н "Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2021 N 66436)
С 1 марта 2022 г. применяется актуализированный порядок проведения государственной экспертизы условий труда
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников.
Объектом проведения государственной экспертизы условий труда является рабочее место (рабочие места).
Установлен в числе прочего порядок подачи заявления о проведении государственной экспертизы условий труда, а также перечень указываемых в нем сведений, определены процедуры и сроки проведения государственной экспертизы условий труда, регулируется порядок проведения исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса с привлечением аккредитованных испытательных лабораторий (центров).
В приложениях приводится перечень документов, прилагаемых или являющихся частью отчета о результатах проведения специальной оценки условий труда, а также примерный перечень дополнительных документов, которые при необходимости дополнительно запрашиваются органом государственной экспертизы условий труда.
Признается утратившим силу Приказ Минтруда России от 12 августа 2014 г. N 549н, которым утвержден аналогичный порядок, с внесенными в него изменениями.
- Приказ Минтруда России от 28.10.2021 N 765н "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2021 N 66437)
С 1 марта 2022 г. вводятся в действие типовые формы документов, применяемых при проведении государственной экспертизы условий труда
Приведены 16 типовых форм заявлений, решений, заключений, запросов и прочее.
- Приказ Минздрава России от 06.12.2021 N 1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2021 N 66435)
Вакцинация детей от 12 до 17 лет против COVID-19 включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям
Закреплено, что вакцинация детей от 12 до 17 лет (включительно) может проводиться только добровольно - при наличии письменного заявления одного из родителей или законного представителя.
Согласно документу указанная возрастная группа отнесена к третьему уровню приоритета по вакцинации наряду с учащимися колледжей и вузов, государственными гражданскими и муниципальными служащими и лицами, подлежащими призыву на военную службу.
- Проект Федерального закона N 42999-8 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
В Госдуму внесен законопроект о частичном распространении действия Закона N 223-ФЗ на закупки у взаимозависимых лиц
Законопроект предусматривает два случая, когда госкомпании могут осуществлять закупки у взаимозависимых компаний без учета положений Закона N 223-ФЗ, а именно: в случае если взаимозависимое лицо является заказчиком по Закону N 223-Ф3, а также если закупка осуществляется в целях обеспечения единого технологического процесса, в том числе у взаимозависимого лица, не являющегося заказчиком по Закону N 223-Ф3.
Положения о закупке должны быть приведены в соответствие с проектируемой нормой не позднее чем в течение девяноста дней со дня вступления ее в силу.
- Проект Федерального закона N 43000-8 "О внесении изменений в статьи 3 и 5 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"
Предложен механизм постановки на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход (НПД) через портал госуслуг
Законопроект предусматривает дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств - членов ЕАЭС о постановке на учет (о снятии с учета) в налоговом органе в качестве налогоплательщика НПД.
В этом случае соответствующее заявление необходимо подписать усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной электронной подписью.
- Проект Федерального закона N 43016-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В Госдуму поступил законопроект о регулировании корпоративных и земельно-имущественных отношений, возникающих при ведении гражданами садоводства и огородничества
В частности, предлагается исключение требования о необходимости согласия всех собственников садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, при принятии общим собранием членов товарищества решения о безвозмездной передаче недвижимого имущества общего пользования, расположенного в границах такой территории, принадлежащего товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков с сохранением действующих общих требований к принятию такого решения.
Определяются особенности принятия решений общего собрания членов садоводческих и огороднических товариществ с применением электронных или иных технических средств. Предусматривается, что заочное голосование также может быть проведено с использованием портала госуслуг.
Также предусматриваются иные изменения, направленные на упорядочивание земельно-имущественных отношений в границах территории ведения садоводства или огородничества.
- Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2020 г. N 1073 "Об утверждении Положения об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта, заключенного по 31 марта 2020 г. включительно, туроператором, осуществляющим деятельность в сфере внутреннего туризма, и (или) въездного туризма, и (или) выездного туризма, либо турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный таким туроператором, включая основания, порядок, сроки и условия возврата туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм или предоставления в иные сроки равнозначного туристского продукта, в том числе при наличии обстоятельств, указанных в части третьей статьи 14 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
Правительство планирует распространить на период, включающий 2022 год, особенности исполнения договора о реализации турпродукта или возврата денежных средств
В соответствии с проектом в случае ограничения возможности въезда туристов в страну (место) временного пребывания и невозможности в этой связи предоставления туристского продукта, предусмотренного договором, туроператор будет обязан обеспечить предоставление данного или равнозначного туристского продукта в сроки, определяемые в допсоглашении, но не позднее 31 декабря 2022 года.
Перечень таких стран (мест) временного пребывания должен размещаться Ростуризмом на своем официальном сайте.
Проектом устанавливаются основания, порядок и сроки возврата денежных средств заказчику в случае нарушения туроператором установленных требований или при расторжения договора по требованию заказчика, а также особенности возврата денежных средств за турпродукт, включающий воздушную перевозку.
- Приказ Минфина России от 15.12.2021 N 566 "Об утверждении индикативных показателей внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федерального государственного контроля (надзора)"
С 1 марта 2022 г. устанавливаются индикативные показатели федерального государственного контроля (надзора) деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям
Такими показателями являются, в числе прочего:
количество плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия;
количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований;
количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия за отчетный период.
- Приказ Минтруда России от 22.10.2021 N 757н "Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66413)
С 1 марта 2022 г. вводится в действие актуализированная форма сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда
Установлены технические требования к указанному сертификату, приведена инструкция по заполнению бланка сертификата, определен порядок формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
Предусматривается, что сертификаты, выданные на бумажном носителе в порядке, действовавшем до вступления в силу настоящего приказа, действуют до окончания их срока действия.
Признается утратившим силу Приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. N 32н, которым утверждена аналогичная форма.
- Приказ Минздрава России от 01.12.2021 N 1113 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению послесменной реабилитации работников, занятых на работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), включающих показания к послесменной реабилитации, ее продолжительность, перечень категорий работников, подлежащих послесменной реабилитации, рекомендуемые порядок и условия проведения послесменной реабилитации"
Рекомендован порядок проведения послесменной реабилитации работников, занятых на работах с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче угля
Организация работы по послесменной реабилитации осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями, медицинскими подразделениями организаций по добыче угля.
Послесменная реабилитация включает динамическое наблюдение работников из групп риска развития вибрационной болезни и пояснично-крестцовой радикулопатии, профилактические процедуры, витаминопрофилактику, психологическую разгрузку.
- Приказ ФНС России от 18.06.2021 N ЕД-7-14/571@ "Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления сведений об адвокате" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66430)
Сведения об адвокатах, внесенных в реестр, представляются по обновленной форме
Форма "Сведения об адвокате" заполняется адвокатскими палатами субъектов РФ при представлении сведений в налоговые органы в соответствии с пунктом 2 статьи 85 НК РФ.
- Приказ Рособрнадзора от 04.10.2021 N 1336 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2021 N 66439)
С 1 марта 2022 года устанавливаются индикаторы риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
В перечень таких индикаторов включено, в частности, непредставление в течение определенного срока организациями, осуществляющими образовательную деятельность, оператору федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" сведений о документах об образовании, сведений о документах о квалификации, сведений о документах об образовании и о квалификации, отсутствие доступа к открытым и общедоступным информационным ресурсам, содержащим информацию о деятельности образовательной организации, подлежащую размещению в информационно-телекоммуникационных сетях.
- Приказ Росреестра от 03.12.2021 N П/0568 "О внесении изменений в Приказ Росреестра от 6 августа 2020 г. N П/0283 "Об утверждении Порядка формирования и предоставления перечней объектов недвижимости" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66422)
Внесены уточнения в порядок формирования перечней объектов недвижимости
Установлено, в частности, что перечни объектов недвижимости формируются в электронном виде и состоят из графической и текстовой частей.
Графическая часть перечня объектов недвижимости формируется в виде файлов в формате MIF/MID или SHP, содержащих следующие сведения ЕГРН:
о границах земельных участков, включая сведения о кадастровых номерах земельных участков;
о границах обособленных и условных земельных участков, входящих в состав единых землепользований, сведения о которых включены в перечни объектов недвижимости, включая сведения о кадастровых номерах обособленных и условных земельных участков (с 01.01.2023);
о контурах зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках, включая сведения о кадастровых номерах зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
Графическая часть перечней объектов недвижимости также содержит сведения ЕГРН о границах кадастровых кварталов, включая сведения об учетных номерах кадастровых кварталов.
Кроме того, определено, что в перечни объектов недвижимости также включаются следующие сведения ЕГРН для единых землепользований:
кадастровые номера обособленных или условных земельных участков, входящих в состав единого землепользования;
вид разрешенного использования обособленных или условных земельных участков;
площадь обособленных или условных земельных участков;
адрес обособленных или условных земельных участков (при его наличии).
- "Перечень поручений по результатам проверки исполнения законодательства и решений Президента, направленных на развитие виноградарства и виноделия" (утв. Президентом РФ 16.12.2021)
Президент РФ поручил с 1 января 2023 г. обеспечить внедрение системы прослеживаемости качества сырья и товаров в сфере виноградарства и виноделия
Также Правительству РФ надлежит в числе прочего:
обеспечить доступность страхования рисков утраты урожая винограда либо порчи конечной продукции его переработки, а также поэтапное внедрение механизма преимущественного предоставления мер государственной поддержки товаропроизводителям, использующим данный финансовый инструмент;
утвердить комплекс мер по увеличению объемов продвижения отечественной продукции виноделия на внутреннем рынке, включая поэтапное увеличение минимальной доли российской винодельческой продукции в ассортименте розничных торговых сетей и организаций общественного питания, имеющих лицензию на розничную продажу соответствующих товаров, в том числе за счет их приоритетного предложения.
- Приказ МВД России от 22.11.2021 N 926 "Об утверждении Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66417)
С 29 декабря 2021 года вводится в действие актуализированный порядок принятия МВД России решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации
Прием, рассмотрение и подготовку материалов о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства осуществляют должностные лица Главного управления по вопросам миграции МВД России, подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), на которых возложены данные функции.
Устанавливаются в числе прочего порядок подачи заявления или ходатайства о продлении срока временного пребывания, порядок его рассмотрения и принятия решения.
В приложениях приведены рекомендуемые образцы необходимых документов.
Признается утратившим силу Приказ МВД России от 18 декабря 2017 г. N 933, которым регулируются аналогичные правоотношения, с внесенными в него изменениями.
- Приказ МВД России от 02.11.2021 N 805 "Об утверждении форм патентов, выдаваемых иностранным гражданам или лицам без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и перечней сведений, содержащихся в указанных патентах" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 N 66419)
С 29 декабря 2021 года устанавливаются новые формы патентов, выдаваемых иностранным гражданам или лицам без гражданства, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы
Утверждены формы патентов, в том числе патента в форме карты с электронным носителем информации, а также перечни сведений, содержащихся в патентах.
Признан утратившим силу регулирующий аналогичные правоотношения Приказ МВД России от 19.06.2017 N 391.
- Календарь кадровика на 2022 год
- Обзор: "Коронавирус: обзор главных событий с 11 по 17 декабря"
- Информационное письмо Банка России от 20.12.2021 N ИН-06-59/99 "О недопустимости недобросовестных практик в деятельности кредитных организаций при определении категорий потребительских кредитов (займов)"
Банком России выявлена недобросовестная практика предоставления потребительских кредитов путем перечисления заемных денежных средств торгово-сервисному предприятию
Банком России в деятельности отдельных кредитных организаций выявлена практика, при которой в договор потребительского кредита с лимитом кредитования включаются условия, предусматривающие предоставление потребительского кредита путем перечисления заемных денежных средств торгово-сервисному предприятию в счет оплаты товаров (услуг) без возможности снятия средств и иного распоряжения ими заемщиком.
При этом предусмотренный договором лимит кредитования равен стоимости товаров (услуг), в оплату которых торгово-сервисному предприятию перечисляются денежные средства.
По мнению Банка России, совершение вышеуказанных действий направлено на создание формальных оснований для классификации таких кредитов в качестве потребительских кредитов с лимитом кредитования, по которым установлены более высокие среднерыночные значения полной стоимости, и на обход установленных законом ограничений по размеру полной стоимости для соответствующих категорий потребительских кредитов (займов).
Перейти к списку новых документов федерального законодательства, включенных в систему КонсультантПлюс (21.12.2021)