- "Заседание президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости экономики в условиях санкций" (информация с официального сайта Правительства РФ от 26.04.2022)
Фонды целевых капиталов - эндаументы получат поддержку Правительства
Фонды формируются в основном благодаря пожертвованиям, направлены на долгосрочное финансирование некоммерческих организаций за счет дохода от управления капиталом. В нашей стране эндаументы главным образом помогают университетам и школам, театрам и музеям.
В текущих условиях предлагается разрешить им сохранить купленные акции, облигации и другие активы, несмотря на колебания цен. Эндаументы получат возможность решать: финансировать свои проекты за счет самого целевого капитала или заморозить такую поддержку. Это будут временные изменения - на три года. После чего требования к деятельности фондов целевых капиталов автоматически вернутся к тем, которые установлены на текущий момент.
Также в повестке заседания: идеи по снижению регуляторных издержек для российских предпринимателей и некоммерческих организаций, стимулированию деловой и инвестиционной активности, поддержке малого и среднего бизнеса, а также ряд отраслевых мер в сфере транспорта, строительства и торговли.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2022 N 17-П "По делу о проверке конституционности статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.В. Ерохина"
Не должны расцениваться в качестве неосновательного обогащения денежные выплаты, начисленные в повышенном размере военнослужащему-"контрактнику" при отсутствии недобросовестности с его стороны или счетной ошибки
Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ не противоречащими Конституции РФ, поскольку они по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают взыскания в качестве неосновательного обогащения с военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, а равно и с лица, уволенного с военной службы, денежных средств, излишне выплаченных ему в результате начисления в большем размере дополнительных выплат, входящих в состав его денежного довольствия, если действительной причиной их неправильного начисления (выплаты в повышенном размере) послужили действия (бездействие) лиц, обеспечивающих исчисление и перечисление военнослужащим денежного довольствия, при отсутствии недобросовестности со стороны военнослужащего или счетной ошибки.
Суд, в частности, указал, что если получение военнослужащим излишних денежных средств было вызвано ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей лицом, обеспечивающим исчисление и перечисление денежного довольствия, то на самого военнослужащего - при отсутствии недобросовестного поведения с его стороны или счетной ошибки - не может быть возложено бремя неблагоприятных имущественных последствий в виде взыскания с него необоснованно начисленных и выплаченных ему денежных средств (в том числе после увольнения с военной службы).
При этом федеральный законодатель не лишен возможности определить содержание понятия "счетная ошибка", в том числе с учетом необходимости его использования для целей взыскания с военнослужащего, а равно и с лица, уволенного с военной службы, в качестве неосновательного обогащения денежных средств, излишне выплаченных ему в составе денежного довольствия в период указанной службы.
- Указание Банка России от 25.03.2022 N 6104-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 29 июня 2021 года N 762-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2022 N 68320)
С 1 мая 2022 года вносятся изменения в описание реквизитов платежных документов в части указания кодов видов доходов
В новой редакции изложены:
описание реквизита 20 в графе 3 "Назначение платежа кодовое", применяемое при заполнении платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования (приложение 1 Положения 762-П);
описание реквизита 15.5 "Код вида дохода" платежного распоряжения (приложение 12 Положения 762-П).
- Постановление Правительства РФ от 23.04.2022 N 746 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий российским организациям на возмещение части затрат на разработку цифровых платформ и программных продуктов в целях создания и (или) развития производства высокотехнологичной промышленной продукции и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
Правительство скорректировало требования к достижению результатов предоставления субсидий на создание цифровых платформ для производства высокотехнологичной промышленной продукции
Установлено, в частности, что в случае невозможности достижения в 2022 году российской организацией значений результата предоставления субсидии и (или) показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, по не зависящим от российской организации обстоятельствам допускается изменение таких значений и (или) продление (без увеличения размера предоставляемой субсидии) сроков их достижения до 24 месяцев без применения штрафных санкций.
Включено требование о том, что соглашение о предоставлении субсидии должно содержать в числе прочего согласие российской организации на проведение Минпромторгом проверок соблюдения условий и порядка предоставления субсидии.
Одновременно введен порядок расчета размера средств, подлежащих возврату в доход федерального бюджета в случае недостижения значений результата предоставления субсидии и (или) показателей, необходимых для достижения результата.
- Информационное письмо Банка России от 25.04.2022 N ИН-03-23/60 "О неприменении мер к кредитным организациям и головным кредитным организациям банковских групп в случае несоблюдения нормативов Н6 и Н21"
Банк России сообщает о возможности неприменения мер воздействия к кредитным организациям за несоблюдение нормативов Н6 и Н21
Банк России полагает возможным до 31 декабря 2022 года воздержаться от применения к кредитным организациям и головным кредитным организациям банковских групп мер воздействия, если указанное несоблюдение нормативов является следствием незавершенных расчетов, связанных с несвоевременным исполнением обязательств по перечислению денежных средств международными расчетно-клиринговыми центрами в условиях действия мер ограничительного характера.
- "Перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития авиационных перевозок и авиастроения" (утв. Президентом РФ 22.04.2022)
Президент РФ поручил компенсировать расходы, понесенные российскими авиакомпаниями в размере части стоимости авиабилетов на рейсы внутренних воздушных линий, осуществленные в период с апреля по октябрь 2022 г. (исходя из пассажирооборота)
Правительству РФ также необходимо обеспечить предоставление субсидий:
российским авиакомпаниям - на компенсацию расходов, связанных с возвратом пассажирам провозной платы за международные воздушные перевозки, отмененные после 24 февраля 2022 г. из-за международной обстановки, и за внутренние воздушные перевозки, отмененные в связи с ограничением полетов в аэропорты южной и центральной части РФ;
аэропортам южной и центральной части РФ, в которых введены ограничения на полеты, - на компенсацию расходов, понесенных в период действия таких ограничений (в целях устранения последствий применения ограничений и поддержания возможности работы этих аэропортов).
Кроме того, при участии заинтересованных организаций надлежит реализовать комплекс мер, предусматривающих урегулирование вопросов, связанных с уплатой российскими авиакомпаниями лизингодателям лизинговых платежей (с учетом резидентства лизингодателей и их бенефициарных владельцев).
- Указание Банка России от 17.03.2022 N 6090-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 21 июня 2018 года N 188-И "О порядке применения к кредитным организациям (головным кредитным организациям банковских групп) мер, предусмотренных статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.04.2022 N 68265)
Установлен порядок применения к кредитным организациям мер воздействия за нарушения макропруденциальных лимитов
Соответствующее дополнение внесено в порядок применения Банком России к кредитным организациям мер, предусмотренных частью первой статьи 74 закона о Банке России.
Кроме того, внесено уточнение, предусматривающее замену ставки рефинансирования и ставки LIBOR, используемых при определении максимального размера процентной ставки, вводимой в качестве ограничения, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых (пролонгируемых) в период действия ограничения.
- Приказ Минпромторга России от 19.04.2022 N 1509 "Об организации в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации работы по подтверждению целевого назначения товаров, используемых для производства продукции легкой промышленности, ввозимых в целях реализации мер, направленных на повышение устойчивости экономики Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2022 N 68319)
Установлена процедура подтверждения Минпромторгом России целевого назначения ввозимых товаров, используемых для производства продукции легкой промышленности
Приведен перечень документов, представляемых заявителем в специально образованную при министерстве комиссию по подтверждению целевого назначения указанных товаров.
С учетом решения комиссии готовится письмо о подтверждении (невозможности подтверждения) целевого назначения декларируемого товара с последующим его направлением заявителю.
- Приказ Минпромторга России от 23.03.2022 N 933 "Об организации в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации работы по подтверждению целевого назначения ввозимых волокон синтетических из мета-арамидов, предназначенных для изготовления нетканых материалов, используемых при производстве средств индивидуальной защиты" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2022 N 68317)
Определен порядок подтверждения Минпромторгом России целевого назначения ввозимых волокон синтетических из мета-арамидов, предназначенных для изготовления нетканых материалов, используемых при производстве средств индивидуальной защиты
Приведен перечень документов, представляемых заявителем в специально образованную комиссию по подтверждению целевого назначения указанных товаров.
С учетом решения комиссии готовится письмо о подтверждении (невозможности подтверждения) целевого назначения декларируемого товара с последующим его направлением заявителю.
- <Информация> Банка России "Можно ли перевести иностранные активы с ИИС другому брокеру и не потерять налоговую льготу?"
ФНС разъяснила, как перевести иностранные активы с ИИС другому брокеру и не потерять налоговую льготу
Сообщается, в частности, что для этого необходимо открыть ИИС у другого брокера и перевести на него все активы, которые учтены на ИИС, а не только иностранные. Это должно быть именно поручение на перевод всех активов от брокера к брокеру. Если закрыть ИИС и затем открыть ИИС у другого брокера или вывести только часть активов, право на льготу будет утрачено.
- Указ Президента РФ от 25.04.2022 N 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (вместе с "Положением о государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон")
Установлены цель создания, основные задачи, структура и порядок работы государственной информационной системы в области противодействия коррупции "Посейдон"
Система создана для информационно-аналитического обеспечения деятельности органов власти и организаций по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе по проведению с использованием информационно-коммуникационных технологий анализа и проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования.
Предусмотрены в том числе основные задачи системы, ее состав, участники, порядок предоставления информации для включения в нее и предоставления содержащейся в ней информации (получения доступа к ней).
- Постановление Правительства РФ от 21.04.2022 N 722 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1764"
Актуализирован порядок государственной регистрации транспортных средств в подразделениях ГИБДД
Внесены поправки с целью приведения порядка в соответствие с действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 29.11.2021 N 389-ФЗ "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
- Распоряжение Правительства РФ от 23.04.2022 N 999-р <Об утверждении Перечня некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов>
Утвержден перечень некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов
Установлено, что возведение и эксплуатация некапитальных строений, сооружений, не предусмотренных перечнем, утвержденным настоящим Распоряжением, допускаются, если такие строения, сооружения предусмотрены перечнем объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 г. N 849-р, и до вступления в силу настоящего Распоряжения начато их возведение, и указанные строения, сооружения предусмотрены проектом освоения лесов, который получил положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов.
Приводится перечень актов Правительства РФ, признаваемых утратившими силу.
- <Письмо> Росздравнадзора от 22.04.2022 N 01и-431/22 "О внесении реестровых записей в ЕРУЛ"
При необходимости получения сведений о присвоении лицензии регистрационного номера лицензиат может обратиться в Росздравнадзор с заявлением о предоставлении сведений из реестра лицензий посредством использования портала госуслуг
Сообщается о проведении работы по присвоению лицензиям регистрационных номеров с использованием единого реестра учета лицензий (ЕРУЛ). Выписка предоставляется в форме электронного документа, подписывается УКЭП лицензирующего органа. Государственная пошлина не взимается.
- <Письмо> ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 04.04.2022 N ИВ-117-1344-13-4 "О разъяснении требований нормативных документов"
Даны разъяснения о требованиях пожарной безопасности в отношении автомобильных стоянок
Сообщается, что в связи с вступлением в силу СП 506.1311500.2021 "Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности" согласно Приказу МЧС России от 17.12.2021 N 880 отменяются требования к противопожарным расстояниям до открытых площадок для хранения автомобилей, содержащиеся в разделе 6.11 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".
Требования п. 4.3 и таблицы 1 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" распространяются только на здания и сооружения, в том числе здания и сооружения автостоянок. На открытые площадки для стоянки автомобилей, не относящиеся к указанным объектам, требования не распространяются.
В соответствии с СП 506.1311500.2021 требования к устройству противопожарных расстояний от зданий, сооружений до открытых площадок для хранения, парковки автомобилей с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн не предъявляется. При этом следует учитывать необходимость соблюдения требований к проездам и подъездам пожарной техники, изложенных в разделе 8 СП 4. 13130-2013.
- <Письмо> Минприроды России от 29.03.2022 N 20-47/10445 "О рассмотрении обращения"
Рассмотрен вопрос о предоставлении отчетности о произведенных, использованных, находящихся на хранении, рекуперированных, восстановленных, рециркулированных и уничтоженных озоноразрушающих веществах
Сообщается, что указанную отчетность за 2021 год необходимо представлять в соответствии с Приложением 1 к Постановлению Правительства РФ от 24.03.2014 N 228 "О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой".
Отчетность за 2022 год следует представлять в соответствии с приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ от 18.02.2022 N 206 "О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой", то есть без информации об использовании озоноразрушающих веществ в действующем оборудовании.
- Приказ Минтруда России от 14.01.2022 N 11н "Об утверждении порядка формирования, ведения и использования справочника событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2022 N 68315)
Обновлен порядок формирования, ведения и использования справочника событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер соцподдержки
Порядок определяет последовательность действий участников взаимодействия при формировании, ведении и использовании справочника событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения информации о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, об условиях их назначения и предоставления, в ЕГИССО.
Признан утратившим силу регулирующий аналогичные правоотношения Приказ Минтруда от 26.05.2021 N 341н.
- Приказ Минюста России от 29.12.2021 N 268 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности"
Установлены индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении Минюстом России федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности
Такими индикаторами являются:
увеличение в отчетном периоде в два или более раза количества заявлений, поступивших от физических лиц, имеющих просроченное денежное обязательство, об осуществлении взаимодействия только через указанного должником представителя, юридическому лицу, включенному в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, по отношению к количеству аналогичных заявлений, поступивших в предшествующем отчетном периоде;
увеличение в отчетном периоде в два или более раза количества заявлений об отказе от взаимодействия, поступивших от физических лиц, имеющих просроченное денежное обязательство, юридическому лицу, включенному в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, по отношению к количеству аналогичных заявлений, поступивших в предшествующем отчетном периоде.
- Обзор: "Банкротство: обзор ключевых позиций ВС РФ и КС РФ за I квартал 2022 года"
- Обзор: "Минтруд обновил обзор практики назначения чиновникам наказаний за коррупционные нарушения"
- Приказ Минздрава России от 18.04.2022 N 267н "Об утверждении предельных сроков отгрузки затребованных аптечной организацией лекарственных препаратов для медицинского применения в зависимости от расположения места отгрузки лекарственных препаратов для медицинского применения" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2022 N 68314)
Установлены предельные сроки отгрузки затребованных аптечной организацией лекарственных препаратов для медицинского применения в зависимости от расположения места их отгрузки
Предусмотрены следующие сроки:
в границах города федерального значения, муниципального района, городского округа - в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявки аптечной организации организацией оптовой торговли;
в иных границах - в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявки.
- "Совещание по экономическим вопросам" (информация с официального сайта Президента РФ от 25.04.2022) (извлечение)
Предприятиям, поставляющим товары и услуги на внутренний рынок, может быть предоставлена отсрочка по уплате страховых взносов
Точный перечень отраслей будет определен Правительством РФ.
Льготный период, за который не надо будет платить страховые взносы, охватит второй квартал текущего года, а для производственных предприятий отсрочка распространится еще и на третий квартал.
Также предложено расширить программу гарантийной поддержки кредитования со стороны ВЭБа, распространить ее не только на системообразующие предприятия, но и на другие организации, которые такого статуса пока не имеют, но уже превысили критерии малого и среднего бизнеса и работают в производственных отраслях.
Кроме того, Президент РФ предложил снизить ставку по льготной ипотеке с 12 процентов до 9 процентов годовых и продлить действие этой льготной ипотечной программы до конца текущего года.
- "Методические рекомендации по учету особенностей социально ориентированных некоммерческих организаций при предоставлении им кредитов" (утв. Банком России 25.04.2022 N 6-МР)
Для кредитных организаций разработаны методические рекомендации с целью обеспечения единства подходов при предоставлении кредитов СОНКО
При кредитовании СОНКО кредитным организациям рекомендуется учитывать особенности и ограничения деятельности СОНКО, особенности источников доходов, составления бухгалтерской и иной отчетности.
- Разъяснения Банка России от 25.04.2022 "О применении статьи 7.1 Федерального закона от 03.04.2020 N 106-ФЗ"
Банком России даны разъяснения об особом порядке начисления и уплаты процентов за пользование кредитом (займом) с плавающей ставкой
Порядок начисления процентов по таким договорам установлен положениями статьи 7.1 Федерального закона от 03.04.2020 N 106-ФЗ.
Разъяснения касаются, в частности: возможности применения указанных положений к кредитам, предоставляемым в рамках соглашений о кредитовании расчетного счета в соответствии со статьей 850 ГК РФ, к рамочным договорам и договорам об открытии кредитной линии; установления переходного периода и порядка возмещения кредиторам недополученного дохода, связанного с предоставлением переходного периода.
Перейти к списку новых документов федерального законодательства, включенных в систему КонсультантПлюс (26.04.2022)