- Решение Совета директоров Банка России от 20.05.2022 "Об установлении требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих депозитарную деятельность, в части перечисления ими доходов и выплат по ценным бумагам"
- Решение Совета директоров Банка России от 20.05.2022 "О временных требованиях к расчету брокером нормативов покрытия риска при исполнении поручений и изменении стоимости портфеля клиента, отнесенного брокером к категориям клиентов со стандартным или повышенным уровнем риска"
- <Письмо> Минфина России N 24-01-07/45863, Минстроя России N 21909-СМ/09 от 18.05.2022 "Об осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" по строительству объектов капитального строительства "под ключ"
Заказчики в настоящее время вправе осуществлять закупки, предусматривающие заключение договоров на строительство объекта капитального строительства "под ключ"
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) порядок осуществления закупок регулируется положением о закупке заказчика, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления конкурентных и неконкурентных закупок, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Закон N 223-ФЗ не содержит норм, ограничивающих возможность осуществления заказчиками закупок, по результатам которых заключаются договоры на строительство объекта капитального строительства "под ключ", в связи с чем осуществление таких закупок не противоречит установленным им требованиям.
- Проект Постановления Правительства РФ "О проведении эксперимента по созданию и эксплуатации Единой цифровой платформы ведения и акцептования оферт"
С 1 февраля 2022 г. по 31 января 2023 г. предлагается провести эксперимент по созданию и эксплуатации Единой цифровой платформы ведения и акцептования оферт
В рамках проведения эксперимента предполагается разработать и апробировать в эксплуатации платформу, которая позволит гражданам и юридическим лицам централизованно взаимодействовать в части акцептования оферт, отзыва данных акцептов, а также отслеживания всех оферт, в отношении которых даны акцепты, и просматривать их версионность.
В эксперименте будут принимать участие Минцифры России, а также по желанию юридические лица, обеспечивающие интеграцию информационных систем с платформой, и граждане.
- Разъяснение Банка России "Нужно ли акционерному обществу утверждать аудитора на годовом общем собрании акционеров в 2022 году?"
Банк России разъяснил, нужно ли в 2022 году включать в повестку дня годового общего собрания акционеров вопрос об утверждении аудитора акционерного общества
Указанный вопрос должен быть включен в повестку дня годового общего собрания акционеров, проводимого в 2022 году, в том числе в непубличном акционерном обществе, в отношении которого после вступления в силу с 1 января 2023 года положений Федерального закона от 16.04.2022 N 99-ФЗ "О внесении изменений в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Федерального закона от 16.04.2022 N 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" исключаются требования по обязательному проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
- Разъяснение Банка России "Вправе ли акционерное общество, не заявившее об отказе от применения в отношении него моратория, введенного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497, в период действия данного моратория: принимать решение по вопросу о распределении прибыли (в том числе выплате (объявлении) дивидендов) и убытков общества по результатам отчетного года; принимать решения, влекущие возникновение у акционеров права требовать выкупа ценных бумаг в соответствии со статьей 75 Федерального закона "Об акционерных обществах"?"
ЦБ РФ разъяснил, какие решения вправе принимать акционерное общество, не заявившее об отказе от применения в отношении него моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов, в период его действия
Регулятор дал ответы на следующие вопросы:
вправе ли АО в период действия моратория принимать решение по вопросу о распределении прибыли (в том числе выплате (объявлении) дивидендов) и убытков общества по результатам отчетного года;
вправе ли АО в период действия моратория принимать решения, влекущие возникновение у акционеров права требовать выкупа ценных бумаг в соответствии со статьей 75 Федерального закона "Об акционерных обществах".
- Проект Федерального закона N 127049-8 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Предлагается легализовать использование результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в товарах (группах товаров), перечень которых устанавливается Правительством РФ в рамках мер по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления
Также не будет считаться нарушением использование средств индивидуализации, которыми такие товары маркированы.
Законопроектом предусматривается его вступление в силу со дня официального опубликования.
- <Информация> Минтруда России от 19.05.2022 "Введение единого тарифа позволит увеличить выплаты по социальному страхованию"
С 1 января 2023 года планируется осуществить объединение ПФР и ФСС РФ и внедрить единый тариф по социальным выплатам
Государственный внебюджетный фонд "Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (сокращенно - Социальный фонд России) будет осуществлять функции по обязательному социальному (пенсионному) страхованию и мер социальной поддержки, то есть выполнять все те полномочия, которые сегодня выполняют Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
В качестве учредителя фонда будет выступать Правительство РФ, в качестве собственника имущества фонда - Российская Федерация. При этом Российская Федерация несет ответственность по публичным обязательствам фонда (выплата пенсий, пособий и других социальных выплат).
Внедрение единого тарифа позволит без повышения общего размера тарифов увеличить максимальные размеры выплат по больничным, по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до 1,5 лет для застрахованных (работающих) граждан. Это решение также обеспечит выплаты по больничным для тех, кто сегодня трудится по гражданско-правовым договорам.
После перехода к единому тарифу платеж составит 30% с взносооблагаемой базы и 15,1% сверх взносооблагаемой базы на работающих по трудовым договорам и на занятых по гражданско-правовым договорам. Взносооблагаемая база (то есть тот заработок гражданина, который страхуется в рамках социального страхования) будет установлена на уровне базы для обязательного пенсионного для работающих по трудовым договорам и на занятых по гражданско-правовым договорам. То есть увеличение взносооблагаемой базы коснется работодателей, которые исчисляют страховые взносы с заработных плат от 92 тыс. рублей в месяц и выше.
Все существующие льготные категории плательщиков будут объединены в три группы со следующими тарифами страховых взносов: 15% с выплат выше МРОТ, 7,6% и 0%. Таким образом, все действующие льготные режимы будут сохранены. Такой переход позволит обеспечить возможность внесения всех социальных взносов единым платежом, который автоматически будет направляться на пенсионное, социальное и медицинское страхование в установленных пропорциях.
Что касается взносов, уплачиваемых индивидуальными предпринимателями с доходом менее 300 тыс. рублей, то изменение тарифов не затронет установленный ранее фиксированный платеж.
Отмечается, что к 2025 году при введении единого тарифа:
- максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составит 57,4 тыс. рублей (при действующей модели - 37,9 тыс. рублей);
- максимальная сумма пособия по беременности и родам (за 140 календарных дней) составит 660,9 тыс. рублей (при действующей модели - 435,9 тыс. рублей);
- максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности при стаже 8 и более лет - 143,5 тыс. рублей (по действующей модели - 94,7 тыс. рублей), при стаже от 5 до 8 лет - 114,8 тыс. рублей (по действующей модели - 75,7 тыс. рублей), при стаже до 5 лет - 86,1 тыс. рублей (при действующей модели - 56,8 тыс. рублей).
- <Информация> ФНС России от 19.05.2022 "Сроки ответственности за нарушения прослеживаемости товаров переносятся на 2024 год"
На 1 января 2024 года предложено перенести срок вступления проекта федерального закона об установлении ответственности участников оборота прослеживаемых товаров за нарушение законодательства
Данный проект устанавливает порядок реализации правил оформления и выставления документов, предусмотренных законодательством по прослеживаемости товаров. Ознакомиться с проектом можно на сайте ФНС России в разделе "Национальная система прослеживаемости импортных товаров".
- Проект Федерального закона N 127020-8 "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Предлагается установить мораторий на применение антимонопольного законодательства к действиям Правительства РФ и высших должностных лиц органов государственной власти субъекта РФ при принятии ими ряда решений
Речь идет о решениях, принятых на основании частей 1 и 2 статьи 15 Федерального закона N 46-ФЗ, согласно которым в период до 31 декабря 2022 года включительно:
Правительство РФ вправе дополнительно устанавливать случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для госнужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях;
высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе дополнительно установить иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для госнужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определить порядок осуществления закупок в таких случаях.
Мораторий на применение запретов и требований, установленных антимонопольным законодательством, предлагается распространить также на отношения, связанные с осуществлением государственными и муниципальными заказчиками закупок товаров, работ, услуг для госнужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с такими решениями.
- Проект Федерального закона N 127004-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"
Предложены изменения в НК РФ, направленные на совершенствование порядка исчисления страховых взносов
Необходимость внесения изменений в действующий порядок уплаты страховых взносов продиктована планируемым объединением ПФР и ФСС РФ в единый фонд, а также введением нового налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения".
Законопроектом предусматривается, в частности:
установление единой облагаемой базы для исчисления страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды;
введение для основной категории плательщиков страховых взносов совокупного тарифа в размере 30,0% в пределах базы и 15,1% сверх базы;
объединение всех льготных категорий плательщиков в три группы с тарифами: 15% с выплат выше МРОТ, 7,6% и 0%;
ежемесячное предоставление работодателями данных персонифицированного учета по заработной плате застрахованных лиц.
Также, в частности, законопроектом установлен единый тариф страховых взносов в размере 0% для организаций и ИП в период применения специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения".
- Проект Федерального закона N 127003-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Правительством РФ в Госдуму внесен законопроект, смягчающий административную ответственность за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности
В частности, законопроектом предлагается закрепить в КоАП РФ следующие положения:
- в случае предотвращения лицом, совершившим правонарушение, вредных последствий данного правонарушения либо добровольного возмещения им причиненного ущерба административный штраф назначается в минимальном размере, предусмотренном санкцией применяемой нормы;
- правило о замене административного штрафа на предупреждение за впервые совершенное правонарушение распространяется на всех субъектов административных правонарушений, выявленных в ходе осуществления государственного контроля, муниципального контроля;
- административный штраф за административные правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля, муниципального контроля, может быть уплачен в половинном размере в течение 20 дней со дня вынесения постановления по делу.
Законопроектом предлагаются и иные новшества, в их числе - установление ответственности за воспрепятствование законной деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ, а также закрепление возможности их участия в производстве по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности в качестве защитника.
- Проект Федерального закона N 126990-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с планируемым объединением ПФР и ФСС предлагается внести изменения в ряд законодательных актов
Законопроектом, в частности, предлагается по различным видам страхования установить идентичный круг лиц, в отношении которых осуществляются начисление и уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Изменения в законодательство об обязательном пенсионном страховании предусматривают в числе прочего установление доли единого тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии, на финансирование накопительной пенсии и солидарной части тарифа страховых взносов, а также учет на индивидуальном лицевом счете сумм страховых взносов, исчисленных как доля от единого тарифа страховых взносов.
Кроме того, значительные изменения коснутся отчетности страхователей.
Предлагается ввести единую форму отчетности, представляемую в объединенный фонд, которая заменит собой ряд форм отчетности, представляемых в ПФР, а также форму 4-ФСС.
- Постановление Правительства РФ от 18.05.2022 N 895 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным на приобретение приоритетной для импорта продукции"
Правительство просубсидирует кредиты на приобретение приоритетной для импорта продукции
Субсидии предоставляются на компенсацию недополученных доходов по льготным кредитам на финансирование контрактов, предусматривающих импорт товара (продукции), заключенных после 1 марта 2022 года в иностранной валюте. Сумма обязательств по контракту должна быть от 3 млн рублей и выше.
Льготная ставка по кредитному соглашению должна составлять не более чем 30 процентов ключевой ставки Банка России на день начисления процентов, увеличенной на 3 процентных пункта.
Перечень продукции, приоритетной для импорта, приведен в приложении к настоящему постановлению.
- <Информация> Банка России от 19.05.2022 "Банк России смягчил временный порядок операций с наличной валютой"
С 20 мая 2022 года снимаются ограничения на продажу гражданам любой наличной иностранной валюты, за исключением долларов США и евро
Действующие ограничения на продажу наличных долларов США и евро сохраняются, то есть до 9 сентября 2022 года граждане могут купить только те доллары США и евро, которые поступили в кассы банков начиная с 9 апреля 2022 года. Ранее эти ограничения распространялись на все виды наличной валюты.
- <Информация> Минэкономразвития России "Основные параметры сценарных условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (вместе с "Исходными условиями для формирования вариантов развития экономики", "Среднесрочным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 года (базовым)", "Среднесрочным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 года (консервативным)")
Минэкономразвития разработало основные параметры сценарных условий прогноза социально-экономического развития России на 2023 - 2025 годы
С конца февраля 2022 г. внешние условия функционирования российской экономики кардинально изменились. Введенные санкционные ограничения привели к ускорению инфляции (до 17,8% в апреле в годовом выражении).
Сценарные условия сформированы в двух вариантах - базовом и консервативном.
В рамках базового варианта до конца года ожидается постепенное снижение цены на нефть Юралс до уровня 73 - 74 долл. США за баррель. Экспорт товаров снизится на 14,2%. Импорт товаров сократится на 26,5%. ВВП по итогам года в рамках базового сценария снизится на 7,8%. В условиях снижения реальных доходов населения (на 6,8%) и увеличения безработицы (до 6,7%) ожидается сокращение оборота розничной торговли на 8,7%, объема платных услуг населению - на 7,9%. Снижение инвестиций в основной капитал составит 19,4%.
Консервативный вариант отличается от базового двумя предпосылками: предполагается более глубокий спад экономики в 2022 г. (-8,8%), а также более существенное снижение цен на товары российского экспорта. Мировые цены на нефть "Юралс" упадут до уровней около 57 долл. США за баррель. Ослабление валютного курса и более серьезные перебои с импортными поставками приведут к более глубокому спаду потребительского спроса. Выход инфляции на целевой уровень ожидается только к концу 2025 года.
В связи с повышенной неопределенностью траектория развития социально-экономического развития может быть скорректирована в августе 2022 года.
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.05.2022 N 79 "О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 октября 2018 г. N 160"
С 1 апреля 2023 г. в декларации таможенной стоимости ДТС-1 необходимо будет указывать наличие договорных отношений, предусматривающих предоставление правообладателем прав на использование объектов интеллектуальной собственности
Декларант должен будет указать в числе прочего имеются ли договорные отношения (лицензионный договор (соглашение), сублицензионный договор (соглашение), договор коммерческой концессии (франчайзинга), договор коммерческой субконцессии (субфранчайзинга) либо иной договор (соглашение)), предусматривающие предоставление правообладателем прав на использование объектов интеллектуальной собственности в отношении ввозимых товаров.
- Приказ Минстроя России от 30.03.2022 N 221/пр "Об утверждении Методики определения нормативных затрат на информационное моделирование с учетом использования технологий лазерного сканирования и фотограмметрии"
Разработана методика определения нормативных затрат по лазерному сканированию и фотограмметрии, результаты которых используются в том числе при информационном моделировании
Положения Методики рекомендуется применять при определении сметной стоимости работ, выполняемых на этапе инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, и в иных случаях, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
- Приказ Минстроя России от 08.04.2022 N 261/пр "Об утверждении оснований для принятия Национальным объединением саморегулируемых организаций решения об отказе в удовлетворении заявления о перечислении, указанного в части 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2022 N 68515)
Определены основания для принятия Национальным объединением саморегулируемых организаций решения об отказе в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя или юридического лица о перечислении средств компенсационного фонда в случае перехода в другую саморегулируемую организацию
В перечне таких оснований, в частности:
отсутствие в заявлении о перечислении и прилагаемых к нему документах решения постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации о приеме заявителя в члены такой саморегулируемой организации (в случае, если такое решение не вступило в законную силу), подтверждения оплаты заявителем взноса в соответствующий компенсационный фонд исключенной саморегулируемой организации, сведений о размере взноса, подлежащего перечислению в соответствующий компенсационный фонд саморегулируемой организации, и о реквизитах специального банковского счета (счетов) саморегулируемой организации, на который подлежат перечислению зачисленные на счет Национального объединения средства компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации;
отсутствие сведений о заявителе в реестре членов саморегулируемой организации;
исключение из государственного реестра саморегулируемых организаций сведений о саморегулируемой организации, которой принято решение о приеме заявителя в члены саморегулируемой организации.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования и действует в течение 6 лет со дня вступления в силу.
- <Письмо> Росреестра от 13.05.2022 N 18-01230/22@ "О возможности оплаты кадастровых работ после внесения сведений в ЕГРН"
Действующим законодательством предусмотрена возможность осуществления оплаты услуг кадастровых инженеров в полном объеме только после государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в отношении которых выполнялись кадастровые работы
При этом заказчики кадастровых работ и кадастровые инженеры не ограничены в выборе вида оплаты за выполнение кадастровых работ, в том числе с использованием безналичных расчетов и аккредитива при расчетах. Такие условия также могут быть отражены в договоре подряда на выполнение кадастровых работ.
- "Заседание Правительства" (информация с официального сайта Правительства РФ от 19.05.2022)
Правительство запускает специальную программу льготного кредитования
Стоимость кредитов станет рассчитываться по формуле: 30% от ключевой ставки Банка России плюс 3 процентных пункта. В текущих условиях это немногим больше 7%. Разница будет компенсирована банкам за счет субсидий из федерального бюджета. Срок, на который можно получить такие ресурсы, зависит от цели займа: для закупки сырья, комплектующих льготная ставка будет действовать один год, для оборудования и средств производства - три года.
Также в повестке обсуждения - объединение в одну структуру двух государственных внебюджетных фонда - ПФР и ФСС. На основе существующей территориальной сети будут организованы единые офисы клиентского обслуживания. При этом будет определена единая база для исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Со следующего года будет установлен и единый тариф страховых взносов, которые работодатели перечисляют за своих работников на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Кроме того, принято решение оказать дополнительную поддержку грузовым авиаперевозчикам. Правительство выделит в текущем году на частичную компенсацию их расходов почти 3 млрд рублей. Программа будет действовать в отношении грузовых полетов, совершенных начиная с апреля и по октябрь включительно. Данное решение поможет переориентировать имеющийся парк грузовых самолетов на перевозки в интересах российских заказчиков.
- Проект Постановления Правительства РФ "О порядке оказания услуг телефонной связи"
Правительством РФ предложен новый порядок оказания услуг телефонной связи
Проектом документа предусматривается, в частности, следующее:
уточняются порядок и условия перенесения абонентских номеров при переходе абонента от одного оператора связи к другому;
расширяются возможности взаимодействия операторов связи и их абонентов за счет использования Единого портала государственных и муниципальных услуг;
уточняются обязанности операторов связи и абонентов при заключении договоров на оказание услуг связи и при их выполнении.
Проектом постановления закрепляется возможность заключения договоров об оказании услуг связи и подачи абонентом заявления о перенесении абонентского номера посредством сети "Интернет". Кроме того, документом допускается возможность предоставления счета или информации о задолженности посредством личного кабинета на Едином портале государственных и муниципальных услуг при наличии у абонента подтвержденной учетной записи в единой системе идентификации и аутентификации.
Предлагается признать утратившим силу ряд актов Правительства РФ, в том числе - Постановление Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи".
Перейти к списку новых документов федерального законодательства, включенных в систему КонсультантПлюс (20.05.2022)