Читать новости на сайте КонсультантПлюс - Приказ ФНС России от 03.08.2022 N ЕД-7-13/715@ "Об утверждении форм, форматов представления и порядков заполнения документов, предусмотренных статьями 24.2 и 284.10 Налогового кодекса Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.10.2022 N 70490)
- Постановление Конституционного Суда РФ от 11.10. 2022 N 42-П "По делу о проверке конституционности подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22, пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", частей 2 и 3 статьи 8 и части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданина К.В. Воробьёва"
КС РФ обязал законодателя устранить правовую неопределенность в вопросе об обязанности военных пенсионеров, самостоятельно обеспечивающих себя работой, по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
Не соответствующими Конституции РФ признаны подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 22 статьи 22, пункт 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, часть четвертая статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I, части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Указанные положения возлагают на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, из числа пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I, обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование без установления гарантий реализации пенсионных прав по достижении пенсионного возраста.
Вопрос о соответствии Конституции РФ тех же нормативных положений уже рассматривался Конституционным Судом в Постановлении от 28 января 2020 года N 5-П относительно уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование адвокатами из числа военных пенсионеров. Во исполнение указанного постановления законодатель освободил адвокатов, получающих пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, от обязанности уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и предоставил указанным лицам право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Для всех других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой и получающих пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности по Закону РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-I, сохранился прежний правовой режим их участия в системе обязательного пенсионного страхования, что свидетельствует о неопределенности в вопросе о соответствии Конституции РФ оспариваемых норм применительно к обязанности указанных лиц по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В силу того, что все лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, относятся к одной категории страхователей и застрахованных лиц, а также ввиду общности их правового положения КС РФ не усматривает оснований для сохранения иным, помимо адвокатов, лицам из числа военных пенсионеров прежнего правового режима участия в системе обязательного пенсионного страхования.
Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения.
- Проект Федерального закона N 211535-8 "О государственной информационной системе "Единая информационная система персональных данных, обеспечивающая обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица"
Предложены правовые основы обработки биометрических персональных данных с применением единой биометрической системы, а также иных информационных систем
Законопроектом предусмотрено, в частности, что идентификация, проводимая в том числе для реализации полномочий государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, осуществляется с применением единой биометрической системы. При этом аутентификация может быть осуществлена с применением иных информационных систем.
В случае если аутентификация проводится для реализации полномочий государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, с применением биометрических персональных данных, она может осуществляться с применением единой биометрической системы или государственных информационных систем государственных органов, прошедших аккредитацию. В последнем случае должна применяться "векторная модель", в соответствии с которой государственные органы не вправе хранить биометрические персональные данные, а должны использовать векторы единой биометрической системы.
Проведение аутентификации в иных случаях возможно с применением информационных систем организаций, осуществляющих аутентификацию с использованием биометрических персональных данных, при условии наличия аккредитации. При этом также предусмотрено применение "векторной модели".
Законопроект также устанавливает возможность образования в составе единой биометрической системы региональных сегментов, которые должны соответствовать требованиям к функционированию и использованию единой биометрической системы.
Определены в числе прочего полномочия федеральных органов исполнительной власти и Банка России в части осуществления контроля и надзора за выполнением мероприятий по обеспечению безопасности персональных данных, порядок взимания платы за использование единой биометрической системы и региональных сегментов, порядок аккредитации организаций, осуществляющих аутентификацию, порядок обработки биометрических персональных данных в иных информационных системах, включая организации финансового рынка, индивидуальных предпринимателей, нотариусов.
- Постановление Правительства РФ от 10.10.2022 N 1804 "О проведении эксперимента по предоставлению права использования программ для электронных вычислительных машин, алгоритмов, баз данных и документации к ним, в том числе исключительное право на которые принадлежит Российской Федерации, на условиях открытой лицензии и созданию условий для использования открытого программного обеспечения"
С 1 ноября 2022 г. по 30 апреля 2024 г. будет проводиться эксперимент по предоставлению права использования открытого программного обеспечения
Целями эксперимента являются, в частности, обеспечение неограниченного (повторного) использования программного обеспечения, обеспечение импортозамещения в сфере информационных технологий, создание новых российских информационных систем, обеспечение увеличения объема участия отечественных компаний (разработчиков) в разработке открытого программного обеспечения, снижение издержек заказчиков отечественного программного обеспечения за счет повторного использования программного обеспечения при условии соблюдения коммерческих интересов поставщиков программного обеспечения.
Эксперимент проводится по следующим направлениям: создание и наполнение национального репозитория открытым программным обеспечением; предоставление права использования открытого программного обеспечения лицензиатам; подготовка предложений по нормативному регулированию и методической поддержке публикации открытого программного обеспечения.
Участниками эксперимента являются Минцифры, МВД, Росреестр, Российский фонд развития информационных технологий, федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, исполнительные органы субъектов РФ, государственные корпорации, а также юридические и физические лица, направившие до 1 апреля 2023 г. заявки об участии в эксперименте на добровольной основе.
В приложении приводится образец открытой государственной лицензии на право использования программного обеспечения.
- Постановление Правительства РФ от 11.10.2022 N 1806 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. N 383"
Скорректированы правила субсидирования кредитов на приобретение гражданских судов
Согласно новой редакции Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидий российским организациям в целях приобретения гражданских судов:
на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в "ВЭБ.РФ" в 2009 - 2023 годах;
на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2009 - 2023 годах с российскими лизинговыми компаниями,
на уплату процентов за предоставление рассрочки по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа, заключенным в 2022 году с лизинговыми компаниями.
Целью предоставления субсидий является стимулирование обновления российского флота судами, строительство которых осуществляется на территории РФ, включая экологичные суда, источником энергии которых являются аккумуляторные батареи или энергетическая установка на водородных топливных элементах.
В этой связи уточняется порядок определения размера предоставляемой субсидии.
Кроме того, в частности, увеличена пороговая цена субсидируемого судна по договору купли-продажи или по договору на строительство судна с 1,5 млрд. рублей до 2 млрд. рублей, за исключением пассажирского и рыбопромысловых судов.
Включены положения, предусматривающие условия, которым должен отвечать договор купли-продажи с рассрочкой платежа, а также определены требования к организациям, претендующим на получение субсидий по процентам за предоставление рассрочки.
- Постановление Правительства РФ от 10.10.2022 N 1800 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу абзаца пятого подпункта "г" пункта 2 изменений, которые вносятся в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2602"
Урегулирован порядок определения и учета экономии средств, достигнутой регулируемыми организациями теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в результате реализации мероприятий инвестиционной программы
В частности, предусмотрено, что органом регулирования в соответствии с методическими указаниями по каждому завершенному мероприятию инвестиционной программы ежегодно определяется экономия расходов, достигнутая регулируемой организацией в результате реализации мероприятий инвестиционной программы. Определено, в каких случаях имеет место экономия инвестиционных расходов, а также установлен порядок ее направления на финансирование мероприятий утвержденной инвестиционной программы.
К заявлению об установлении цен (тарифов) необходимо приложить материалы, обосновывающие возникновение экономии расходов, достигнутой регулируемой организацией, и подтверждающие такую экономию.
- Приказ Минэкономразвития России от 03.08.2022 N 418 "Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления в государственные органы, органы местного самоуправления и организации запроса патентного поверенного" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.10.2022 N 70472)
С 22 декабря 2022 года устанавливаются требования к форме и порядку оформления запроса патентного поверенного
Приводятся в числе прочего перечень сведений, указываемых в запросе, а также рекомендуемый образец запроса.
- Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2022 N 2927-р <О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р>
Нирматрелвир включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения
Также в указанный перечень включен лекарственный препарат нирматрелвир + ритонавир.
- "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2022)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.10.2022)
Президиумом Верховного Суда РФ представлен обзор судебной практики N 2 в 2022 году
Обзор включает в себя правовые позиции по разрешению споров, связанных с исполнением обязательств, с жилищными и социальными отношениями и пр., а также правовые позиции по ряду процессуальных вопросов.
Рассмотрены в том числе практики применения гражданского законодательства, земельного и природоохранного законодательства, законодательства о государственных закупках, положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме этого, разъяснены некоторые вопросы, возникающие в судебной практике. Так, Верховным Судом дан ответ на вопрос, допускается ли после 25 марта 2022 года взыскание с застройщика в пользу гражданина - участника долевого строительства компенсации морального вреда в случае нарушения застройщиком сроков передачи объекта долевого строительства или несоответствия переданного объекта долевого строительства требованиям, установленным к качеству такого объекта.
Перейти к списку новых документов федерального законодательства, включенных в систему КонсультантПлюс (13.10.2022) |