- Постановление Конституционного Суда РФ от 17.05.2023 N 24-П "По делу о проверке конституционности статьи 12.18, части 2 статьи 12.24 и пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина Р.А. Чепурного"
Водитель, на которого был наложен штраф за нарушение ПДД, может быть вновь привлечен к административной ответственности за это же правонарушение, в прямой причинно-следственной связи с которым находится причинение вреда здоровью потерпевшего, в случае последующего выявления факта причинения такого вреда
Статья 12.18, часть 2 статьи 12.24 и пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в их взаимосвязи признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не исключают в связи с одним и тем же фактом совершения водителем транспортного средства противоправных действий в виде нарушения правил дорожного движения привлечение его к административной ответственности на основании статьи 12.18 и на основании статьи 12.24 КоАП РФ.
Также не соответствующим Конституции РФ признан пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в той мере, в какой он ни сам по себе, ни во взаимосвязи с иными положениями данного кодекса не определяет совместимых с требованием о недопустимости привлечения к административной ответственности дважды за одно и то же деяние правовых механизмов, позволяющих привлекать к административной ответственности на основании статьи 12.24 КоАП РФ водителя транспортного средства, допустившего нарушение Правил дорожного движения, за которое он ранее был привлечен к административной ответственности по статье 12.18 КоАП РФ.
Федеральному законодателю надлежит внести в законодательство совместимые с требованием о недопустимости привлечения к административной ответственности дважды за одно и то же деяние правовые механизмы, позволяющие привлекать к административной ответственности на основании статьи 12.24 КоАП РФ физических лиц, ранее привлеченных к административной ответственности на основании статьи 12.18 или иных статей главы 12 КоАП РФ, закрепляющих составы административных правонарушений, охватываемых составами административных правонарушений, предусмотренными статьей 12.24 данного кодекса.
До установления соответствующего законодательного регулирования допускается привлечение к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ водителя транспортного средства, допустившего при управлении транспортным средством нарушение Правил дорожного движения, за которое он был привлечен к административной ответственности по статье 12.18 КоАП РФ и в прямой причинно-следственной связи с которым находится причинение вреда здоровью потерпевшего, в случае последующего выявления факта причинения такого вреда.
Суд, установив, что соответствующее противоправное деяние подпадает под признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 статьи 12.24 КоАП РФ, решает вопрос о привлечении виновного к ответственности на основании последних законоположений. При этом постановление суда о привлечении виновного лица к административной ответственности на основании части 1 или 2 статьи 12.24 КоАП РФ должно содержать положение об отмене постановления о привлечении его в связи с тем же противоправным событием к административной ответственности по статье 12.18 КоАП РФ. Если же постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 или 2 статьи 12.24 КоАП РФ в последующем будет отменено (не вступит в законную силу), данное обстоятельство должно влечь восстановление (сохранение) силы постановления о привлечении водителя транспортного средства к административной ответственности в соответствии со статьей 12.18 названного кодекса.
- <Информация> Банка России от 17.05.2023 "Банк России утвердил дорожную карту по развитию макропруденциальных инструментов на 2023 – 2024 годы"
Банк России сообщает об утверждении на 2023 - 2024 годы дорожной карты по развитию макропруденциальных инструментов
Планируется наряду с прочим разработать единый нормативный акт, устанавливающий требования для кредитных и микрофинансовых организаций в части расчета показателя долговой нагрузки, а также законопроект, закрепляющий, что в БКИ будет направляться информация об оплате покупок в рассрочку.
- План мероприятий ("дорожная карта") Банка России по развитию макропруденциальных инструментов, совершенствованию расчета показателя долговой нагрузки, а также организации регулирования Банком России деятельности финансовых организаций в части применения таких инструментов на 2023 – 2024 годы (утв. Банком России)
Банком России разработан План мероприятий на 2023 - 2024 годы по развитию макропруденциальных инструментов и совершенствованию расчета показателя долговой нагрузки (ПДН)
Документом предусматривается осуществление ряда мероприятий по следующим направлениям: макропруденциальное регулирование деятельности кредитных и микрофинансовых организаций; модернизация механизма расчета ПДН в части определения суммы среднемесячного дохода заемщика; модернизация механизма расчета ПДН в части определения суммы среднемесячных платежей заемщика; совершенствование надзорных и инспекционных мероприятий Банка России в части соблюдения требований в сфере макропруденциального регулирования.
В частности, к 1 апреля 2024 года планируется внести изменения в Положение Банка России от 11.05.2021 N 758‑П, предусматривающие включение в состав данных БКИ сведений о диапазоне ПДН заемщика и об используемом при расчете ПДН способе определения дохода.
Также к 1 апреля 2024 года предполагается установить требование об использовании для расчета ПДН сведений о среднемесячных платежах заемщика, полученных только из квалифицированных БКИ.
- Постановление Правительства РФ от 16.05.2023 N 755 "О перечне документов, свидетельствующих о соблюдении владельцем сервиса размещения объявлений, указанным в части 1 статьи 10.7 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", требований частей 7 и 8 статьи 10.7 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также о форме и порядке направления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, таких документов"
Утвержден перечень документов, свидетельствующих о соблюдении владельцем сервиса размещения объявлений требований частей 7 и 8 статьи 10.7 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Указанный перечень утвержден Правительством в соответствии с частью 9 статьи 10.7 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Закреплено, что указанные в перечне документы, представляемые в электронном виде, подписываются УКЭП владельца сервиса размещения объявлений, а документы, представляемые на бумажном носителе, представляются в Роскомнадзор в одном экземпляре.
Настоящее постановление действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.
- Постановление Правительства РФ от 16.05.2023 N 757 "О порядке взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с оператором связи, владельцем сервиса размещения объявлений, а также об ограничении и возобновлении доступа к сервису размещения объявлений и информирования о таком ограничении" (вместе с "Правилами взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с оператором связи, владельцем сервиса размещения объявлений", "Правилами ограничения и возобновления доступа к сервису размещения объявлений и информирования о таком ограничении")
Определен порядок взаимодействия Роскомнадзора с владельцем сервиса размещения объявлений, оператором связи
В частности, взаимодействие Роскомнадзора с владельцем сервиса размещения объявлений осуществляется в целях, в том числе: направления Роскомнадзором владельцу уведомления о включении его информационного ресурса в реестр сервисов размещения объявлений с указанием требований законодательства, применимых к таким информационным ресурсам; направления Роскомнадзором владельцу уведомления об исключении информационного ресурса из реестра или отказе в исключении сервиса размещения объявлений из реестра по заявлению владельца.
Также определен порядок ограничения и возобновления доступа к сервису размещения объявлений, информирования о таком ограничении.
- Указание Банка России от 19.04.2023 N 6417-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 17 ноября 2021 года N 782-П "Об осуществлении Банком России бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2023 N 73287)
Уточнены некоторые положения, устанавливающие порядок возврата сумм излишне уплаченных денежных взысканий (штрафов), госпошлины, администрируемых Банком России
Скорректированы требования к составу сведений, указываемых в заявлении на возврат излишне уплаченных (взысканных) денежных сумм, а также к перечню документов, прилагаемых к заявлению.
- Приказ Минприроды России от 19.04.2023 N 211 "О внесении изменений в Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2023 N 73333)
Дополнены случаи исключения объектов размещения отходов из государственного реестра объектов размещения отходов (ГРОРО)
Предусмотрено, что до 1 января 2026 года исключение объектов размещения отходов из ГРОРО осуществляется также в случае получения Росприроднадзором от юрлиц и ИП, эксплуатирующих объекты хранения вскрышных и вмещающих горных пород, образовавшихся при осуществлении пользования недрами на предоставленном в пользование участке недр, заявления в свободной форме об исключении объекта из ГРОРО с приложением копии утвержденного технического проекта, предусмотренного статьей 23.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах", иной проектной документации и (или) проекта рекультивации земель, подтверждающих использование всего объема вскрышных и вмещающих горных пород, находящихся на данном объекте.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 года.
- "Перечень поручений по итогам совещания с членами Правительства" (утв. Президентом РФ 17.05.2023)
Президент РФ поручил утвердить концепцию развития автомобильного туризма в Российской Федерации
В рамках концепции необходимо предусмотреть реализацию пилотного проекта по осуществлению автомобильного туризма по маршруту Санкт-Петербург - Владивосток, включающему в себя федеральные трассы "Россия" (Москва - Санкт-Петербург) и "Восток" (Москва - Казань).
Правительству РФ также поручено, в числе прочего, представить предложения, касающиеся реализации приоритетных проектов федеральных круглогодичных морских курортов, а также организации и проведения в 2024 году в РФ спортивных игр БРИКС.
- <Информация> ФТС России "С 1 июля 2023 года изменяется код бюджетной классификации для уплаты авансовых платежей"
ФТС информирует об изменении с 1 июля 2023 г. кода бюджетной классификации для уплаты авансовых платежей
Сообщается, что с указанной даты уплату авансовых платежей необходимо производить с указанием КБК 153 01 06 13 01 01 0000 510 "Увеличение финансовых активов за счет операций по авансовому платежу, предусмотренному в отношении обязательных платежей правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации".
Данные денежные средства далее могут быть использованы при уплате НДС и акцизов на товары, ввозимые на территорию РФ, вывозных и ввозных таможенных пошлин, таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, в том числе предварительных, таможенных и утилизационных сборов, денежного залога в обеспечение уплаты таможенных и иных платежей.
С 1 июля по 31 декабря 2023 г. денежные средства, уплаченные на КБК, действующий до 1 июля 2023 г., будут автоматически зачисляться на новый код бюджетной классификации. Авансовые платежи, уплаченные по КБК, действующему до 1 июля 2023 г., будут доступны к использованию участниками внешнеэкономической деятельности при проведении таможенных операций.
- Письмо ФНС России от 15.05.2023 N СД-4-3/5990@ "О коде вида подакцизного товара для сахаросодержащих напитков"
Для заполнения деклараций сообщен код для нового вида подакцизного товара - сахаросодержащих напитков
С 01.07.2023 перечень подакцизных товаров дополнен новым видом товара - сахаросодержащие напитки.
До внесения изменений в порядки заполнения налоговых деклараций по акцизам и по косвенным налогам ФНС рекомендует указывать код вида подакцизного товара "298" - сахаросодержащие напитки.
В налоговой декларации по акцизам в графе 2 подраздела 2.1 необходимо указывать код признака применения ставки акциза "4".
- Информационное сообщение Банка России от 11.05.2023 "Банк России трансформирует стандартный механизм предоставления ликвидности в основной и дополнительный механизмы"
С 16 октября 2023 года Банк России планирует перейти на использование основного и дополнительного механизмов предоставления ликвидности
Отмечается, что основной механизм будет использоваться для реализации целей денежно-кредитной политики и управления ликвидностью банковского сектора в целом, а дополнительный - для предоставления средств при возникновении временных трудностей у отдельных кредитных организаций и заменит механизм экстренного предоставления ликвидности.
- Приказ ФНС России от 05.05.2023 N ЕД-7-14/297@ "Об утверждении состава сведений о снятии физического лица с учета в налоговых органах в связи со смертью. а также формата представления указанных сведений и порядка их представления в банки, сообщившие информацию о счетах, вкладах (депозитах) физического лица в соответствии с пунктом 1.1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации, в электронной форме" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2023 N 73344)
ФНС определен состав представляемых в банки сведений о снятии физического лица с учета в налоговых органах в связи с его смертью
В связи с принятием Федерального закона от 18.11.2022 N 438-ФЗ утверждены состав передаваемых сведений, формат и порядок их представления.
- Приказ МЧС России от 11.04.2023 N 327 "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, утвержденный Приказом МЧС России от 7 июня 2021 г. N 364" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2023 N 73332)
Расширен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора
Включены следующие индикаторы:
отсутствие в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений информации о расходах на обеспечение пожарной безопасности за последние три года;
наличие информации о происшествии, связанном с аварийным режимом работы электросети и (или) электрооборудования на объекте надзора, которое не повлекло возникновения и распространения пожара;
наличие информации о ненадлежащей работе на объекте надзора имеющихся систем противопожарной защиты при пожаре.
- Указ Президента РФ от 17.05.2023 N 358 "О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года"
Утверждена Стратегия комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года
Стратегия определяет угрозы безопасности детей, цели, основные направления, задачи и механизмы реализации государственной политики по обеспечению безопасности детей.
Документом в качестве целей государственной политики в указанной сфере определены: снижение уровня детской смертности и травматизма детей, сохранение их здоровья; защита и обеспечение интересов детей и семей с детьми во всех сферах жизнедеятельности; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций.
Направлениями реализации государственной политики в указанной сфере являются, в частности, сбережение детей, укрепление благополучия семей с детьми, развитие современной безопасной инфраструктуры для детей, профилактика преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них, формирование безопасной информационной среды для детей и др.
Стратегия реализуется в два этапа:
I этап (2023 год) - разработка плана мероприятий, направленных на противодействие прямым и косвенным угрозам жизни и здоровью детей, предотвращение младенческой и детской смертности, детского травматизма и др.;
II этап (2024 - 2030 годы) - выполнение плана мероприятий по реализации стратегии и разработка мер организационного, нормативно-правового и методического характера.
Настоящий указ вступает в силу со дня его подписания.
Перейти к списку новых документов федерального законодательства, включенных в систему КонсультантПлюс (18.05.2023)