- Информационное сообщение Банка России от 17.12.2021 "Банк России принял решение повысить ключевую ставку на 100 б.п., до 8,50% годовых"
Банк России поднял ключевую ставку до 8,50% годовых
Отмечается, что инфляция складывается выше октябрьского прогноза Банка России. Баланс рисков для инфляции значительно смещен в сторону проинфляционных.
Проводимая Банком России денежно-кредитная политика направлена на ограничение этого риска и возвращение инфляции к 4%.
Банк России допускает возможность дальнейшего повышения ключевой ставки на ближайших заседаниях. Решения по ключевой ставке будут приниматься с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции, а также оценки рисков со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 11 февраля 2022 года.
- Распоряжение Правительства РФ от 16.12.2021 N 3621-р
Продлен срок, до которого туроператоры могут воспользоваться средствами фонда персональной ответственности для возврата денег туристам за отмененные путешествия
Речь идет о зарубежных турах, забронированных по 31 марта 2020 года включительно.
Чтобы воспользоваться средствами фонда, туроператору необходимо направить об этом уведомление в объединение туроператоров в сфере выездного туризма.
Настоящим распоряжением туроператорам разрешается направить такое уведомление до 27 декабря 2021 года включительно.
- Проект Указания Банка России "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров"
Банк России планирует расширить границы коридора страхового тарифа по ОСГОП для всех видов транспорта и видов перевозок
Согласно пояснительной записке нижняя граница тарифного коридора:
по большинству видов перевозок будет снижена на 25%;
в отношении перевозок самолетами, автобусных регулярных перевозок и по заказам - на 15%;
в отношении пригородных перевозок на внутреннем водном транспорте - на 10%.
Верхняя граница будет тарифа увеличена на 25% для всех видов транспорта и перевозок, кроме перевозок внеуличным транспортом.
Предполагается, что данные изменения позволят устанавливать более справедливую страховую премию для перевозчиков в зависимости от аварийности.
- Письмо ФНС России от 15.12.2021 N БС-4-21/17504@ "О кодах налоговых льгот, предусмотренных пунктом 4 статьи 372.1 Налогового кодекса Российской Федерации"
ФНС сообщены коды налоговых льгот для отражения в налоговой декларации по налогу на имущество с 1 января 2022 года
С 1 января 2022 года статья 372.1 НК РФ дополняется пунктом 4, которым предусмотрено освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога на имущество организаций в федеральной территории "Сириус".
В этой связи для целей заполнения налоговой декларации приведен перечень необходимых кодов налоговых льгот.
- Письмо ФНС России от 14.12.2021 N БС-4-21/17451@ "Об информационном взаимодействии налоговых органов с органами госземнадзора" (вместе с "Методическими рекомендациями по вопросам информационного взаимодействия налоговых органов по субъектам Российской Федерации с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора)")
ФНС направлены Методические рекомендации по вопросам информационного взаимодействия налоговых органов по субъектам РФ с органами, уполномоченными на осуществление земельного контроля (надзора)
Методические рекомендации изданы в целях исполнения требований пункта 18 статьи 396 НК РФ и части 14 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ о предоставлении информации в налоговые органы.
До утверждения порядка, формы (формата) представления сведений, данные сведения представляются в налоговый орган в электронном виде по форме, формату и в соответствии с порядком представления, которые определены соглашением взаимодействующих сторон.
Срок действия соглашений об информационном взаимодействии определяется периодом с 1 января 2022 г. и до вступления в силу соответствующего приказа ФНС России.
- Письмо ФНС России от 10.12.2021 N СД-4-3/17292@ "О возможности перехода в течение календарного года с УСН на ПСН"
При применении УСН индивидуальный предприниматель вправе в течение календарного года перейти на ПСН при условии сохранения статуса налогоплательщика, применяющего УСН
Согласно НК РФ налогоплательщик, применяющий УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года.
Вместе с тем сообщается, что НК РФ не содержит запрета на совмещение налогоплательщиками УСН и ПСН.
Таким образом, в течение календарного года:
ИП вправе перейти по отдельному виду деятельности на ПСН, оставаясь при этом на УСН по остальным видам деятельности;
при осуществлении только одного вида деятельности ИП вправе перейти по данному виду деятельности на ПСН, сохранив статус налогоплательщика, применяющего УСН. В этом случае остается обязанность по представлению налоговых деклараций по УСН (в том числе нулевых).
- <Письмо> Минфина России от 08.12.2021 N 27-05-16/99807 <По вопросу о продлении срока действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также о возврате государственной пошлины, уплаченной за продление срока действия лицензий>
Даны разъяснения о продлении срока действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также о возврате государственной пошлины, уплаченной за продление срока действия лицензий
Сообщается, в частности, что в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 440 был продлен срок действия лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе лицензий на розничную продажу алкогольной продукции), срок действия которых истекал (истек) в период с 15 марта по 31 декабря 2020 г. и действия которых продлевается на 12 месяцев.
Соответственно действие постановления N 440 не распространялось на лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, срок действия которых истекал до 15 марта 2020 года, и, соответственно, по которым факт продления, в случае принятия такого решения лицензиатом, состоялся.
Согласно пункту 1 статьи 333.16 Налогового кодекса РФ государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.
Подпунктом 94 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ установлен размер государственной пошлины, уплачиваемой за действия уполномоченных органов, связанных с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Соответственно, если после оплаты лицом государственной пошлины юридически значимое действие по продлению лицензии совершено, то основания для возврата государственной пошлины отсутствуют.
Продление срока действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, срок действия которых истекает в 2022 году, не предусмотрен.
- Приказ Минфина России от 30.11.2021 N 198н "Об утверждении перечня информации о деятельности аудиторской организации, подлежащей раскрытию на ее сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и установлении сроков раскрытия такой информации" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2021 N 66338)
Минфин установил перечень информации о деятельности аудиторской организации и сроки ее раскрытия на сайте организации
Установленные требования не распространяются на информацию, от раскрытия которой аудиторская организация освобождена в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 года и действует до 1 сентября 2028 года.
- Приказ Минтруда России от 16.11.2021 N 805н "Об утверждении перечня жизненных событий, наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2021 N 66359)
Создание молодой семьи, беременность, потеря кормильца - эти и другие события предоставляют возможность получения гражданами мер социальной защиты (господдержки)
Утвержден перечень жизненных событий (всего 11 позиций), наступление которых предоставляет гражданам возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат.
Приказ вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением отдельных пунктов перечня, для которых установлены более поздние сроки вступления их в силу.
- Постановление Правительства РФ от 14.12.2021 N 2292 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2019 г. N 319"
Актуализирован порядок размещения сведений в единой информационной системе жилищного строительства
Определено, что в указанной системе должны быть размещены все разрешения на строительство объектов капитального строительства жилого назначения, в отношении которых застройщиками не получены разрешения на ввод в эксплуатацию.
Органом регистрации прав в системе должна быть размещена информация в отношении каждого введенного в эксплуатацию или незавершенного строительством многоквартирного дома или жилого дома блокированной застройки, строительство которых осуществляется (осуществлялось) без привлечения денежных средств участников долевого строительства.
Также закреплены перечни сведений, которые необходимо размещать в системе Минстрою России, субъектам РФ, унитарным некоммерческим организациям в организационно-правовой форме фонда, а также конкурсным управляющим в делах о банкротстве.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 года.
- Постановление Правительства РФ от 14.12.2021 N 2290 "О внесении изменения в Правила разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил"
Уточнен порядок осуществления организационно-технического обеспечения и методического сопровождения работ по подготовке к утверждению проектов сводов правил в сфере строительства
Закреплено, что указанную деятельность наряду с выработкой предложений для включения в проекты таких сводов правил может осуществлять государственное (бюджетное или автономное) учреждение, определяемое Минстроем России.
- Постановление Правительства РФ от 13.12.2021 N 2273 "О внесении изменений в Положение о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу"
С 1 января 2022 года в государственном контракте по государственному оборонному заказу необходимо указывать цену единицы товара и максимальное значение цены такого контракта в случае, если невозможно определить количество поставляемых товаров
Также указываются цены единиц работы, услуги, если невозможно определить объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг.
В государственном контракте, заключаемом с единственным исполнителем, рекомендуется указывать ориентировочное значение цены государственного контракта также в случае, если таким контрактом устанавливается цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены государственного контракта, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить.
- Постановление Правительства РФ от 14.12.2021 N 2289 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания и Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг"
Определен ключевой показатель федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания
Таким показателем является соотношение численности получателей социальных услуг, которым были оказаны социальные услуги не в полном объеме за отчетный год, и общей численности получателей социальных услуг за отчетный год. Целевое значение показателя определяется исходя из ежегодного снижения его значения на 0,05.
Кроме этого, постановлением также определены ключевой показатель федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и его целевое значение.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 года.
- Постановление Правительства РФ от 14.12.2021 N 2293 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности"
С 1 марта 2022 г. устанавливается ключевой показатель федерального надзора в области транспортной безопасности
Ключевым показателем федерального надзора является уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Целевое значение ключевого показателя федерального надзора не менее 5 процентов в год.
В приложении приводится порядок расчета значения ключевого показателя.
- "Перечень поручений по итогам конференции "Путешествие в мир искусственного интеллекта" (утв. Президентом РФ 16.12.2021)
Президент РФ предложил разрешить органам государственной власти предоставлять организациям, разрабатывающим технологические решения с применением искусственного интеллекта, и научным организациям доступ к наборам обезличенных данных при условии обеспечения безопасности и конфиденциальности персональных данных
Правительству РФ необходимо подготовить совместно с Банком России и представить предложения:
о предоставлении организациям, разрабатывающим технологические решения с применением искусственного интеллекта, и научным организациям доступа к наборам обезличенных данных, содержащихся в информационных системах крупнейших организаций отдельных отраслей экономики и социальной сферы, в целях содействия конкурентному экономическому развитию субъектов предпринимательской деятельности при условии обеспечения безопасности и конфиденциальности персональных данных, в том числе обезличенных;
о внесении в законодательство РФ изменений, в соответствии с которыми физическим лицам в определенных случаях будет предоставлена возможность распоряжаться содержащейся в информационных системах информацией о своих хозяйственных операциях, в том числе персональными данными, а также возражать против обработки такой информации.
- Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2021 N 3581-р <Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года>
Утверждена долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года
Основная цель программы - создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодежи.
Программой также определены следующие задачи:
формирование карьерных стратегий молодежи в соответствии с личностно-профессиональными наклонностями и потребностью рынка труда;
обеспечение соответствия получаемого образования профессионально-квалификационным требованиям работодателей и предпринимательской деятельности;
создание условий для профессионального развития молодых людей посредством совмещения получения образования и трудовой (предпринимательской) деятельности;
создание дополнительных механизмов снижения рисков незанятости молодежи.
С целью их реализации документом предусмотрен перечень необходимых мероприятий и сроки их осуществления. В числе таких мероприятий, в частности, предоставление работодателям субсидий за трудоустройство отдельных категорий молодежи, содействие переезду молодежи в регионы с дефицитом кадров, развитие молодежных предпринимательских инициатив, а также развитие портала "Работа в России" и внедрение подсистемы оформления производственной практики в электронном виде.
Контроль за ходом реализации программы и общая координация ее реализации осуществляется Минтрудом России.
- Приказ Минцифры России от 15.12.2021 N 1340 "Об утверждении индикативных показателей по федеральному государственному контролю (надзору) за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Определены индикативные показатели федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет"
К таким показателям отнесено, в числе прочего:
количество плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия;
количество обязательных профилактических визитов;
количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований;
сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
- Приказ Минцифры России от 15.12.2021 N 1344 "Об утверждении индикативных показателей для федерального государственного контроля (надзора) в области связи"
Установлены индикативные показатели для федерального государственного контроля (надзора) в области связи
Такими показателями, в частности, являются:
количество плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия;
количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований;
сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
- Приказ Минфина России от 22.11.2021 N 191н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 июля 2019 г. N 113н" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2021 N 66357)
Скорректирован перечень сведений и кодов, используемых при формировании информации для размещения в ЕИС в сфере закупок
Порядок формирования и обмена информацией в целях ведения реестра госконтрактов приведен в соответствие с изменениями, внесенными в федеральный закон о контрактной системе (Закон 44-ФЗ).
Уточнения коснулись, в частности: указания кода и наименования способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по госконтракту; информации о дате подведения результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и реквизитах документа, подтверждающего основание заключения контракта; информации о цене контракта, а также перечня кодов и наименований причин изменения условий контракта.
- Проект Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях внедрения электронной банковской гарантии" (не внесен в ГД ФС РФ)
Минфином предложен законопроект о внедрении в налоговые правоотношения института электронной банковской гарантии
В соответствии с НК РФ одним из условий для применения возмещения сумм НДС и акцизов является предоставление вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующей банковской гарантии.
В настоящее время применение электронной банковской гарантии успешно апробировано в рамках проводимого эксперимента.
В этой связи в целях повышения доступности и безопасности использования банковских гарантий предлагается закрепить в НК РФ механизм применения электронной банковской гарантии.
Согласно проекту гарантия будет поступать в налоговые органы непосредственно от банков, что позволит сократить время возмещения сумм налогов.
Перейти к списку новых документов федерального законодательства, включенных в систему КонсультантПлюс (17.12.2021)